Дэвид Карузо: интеллектуальный взгляд на эмоции позволяет нам достигать своих целей

Большинство людей переоценивают свои способности понимать чувства других людей. А ведь это является одним из основных условий успешности. Не просто регистрировать чужие чувства (эмпатия), а осознавать их и понимать их причины (эмоциональный интеллект, EI) необходимо, чтобы достичь высокого уровня эффективности. Об этом профессор Йельского университета Дэвид Карузо рассказал на лекции в Институте экономики и менеджмента ТГУ.

Почему в организации, где интеллектуальный уровень сотрудников довольно высок, одни, тем не менее, бывают гораздо эффективнее и успешнее других? Почему уровень IQ (уже привычной для восприятия оценки интеллекта) зачастую не связан с тем, каких успехов человек достиг в жизни? Как следствие этих размышлений в 1990 году родилась теория эмоционального интеллекта трех американских психологов Майера, Соловея, Карузо. И один из авторов, Дэвид Карузо, известный во всем мире ученый и бизнес-тренер очень доступно и с большим количеством примеров в том числе из своей личной жизни в переполненной аудитории Института экономики и менеджмента рассказал о сути теории. Не просто рассказал, но пояснил, как эта теория находит приложение в повседневной жизни: в бизнесе, в семье, во взаимоотношениях.

Зачастую считается, что эмоции мешают нам в достижении эффективности. Но это не так! Эмоции (в отличие от настроения) – это естественный процесс организма, это реакция на внешние стимулы. К примеру, страх – реакция на возможную угрозу, радость – реакция на нечто ценное в жизни, печаль – реакция на потерю и т.д. Эмоции адаптивны, функциональны, участвуют в организации познавательной деятельности и поведения. Эмоции влияют на то, как мы думаем. Основная функция эмоций - мобилизовать организм, чтобы быстро справляться с важными межличностными событиями. Эмоции невозможно исключить из жизни. Подавление – совершенно неэффективный путь работы с эмоциями. Более того, профессор отметил, что существует непосредственная связь: чем больше вы подавляете эмоции, тем меньший объем информации вы способны усваивать.

Вы думаете: какой я молодец, я не проявляю эмоции, - говорит профессор, - но при этом вы не усваиваете информацию, вся энергия уходит на самоконтроль, и ваша эффективность гораздо ниже возможной. Эмоциональное подавление имеет свою стоимость – потеря внимания и снижение качества усвоения информации. Конечно, нужно это делать время от времени, но нельзя все время жить в этом и считать это нормой.

Так что же делать с эмоциями? Конечно же, осознать…

- Чем эмоциональный интеллект отличается от эмпатии? - спросили профессора из зала.

Я теперь всегда в своих лекциях буду делать акцент на этом, - ответил Дэвид Карузо. – Потому что это очень важный аспект! У людей есть чувства, эмоции. Эмпатия – это понимание того, что чувствуют другие, на невербальном уровне. Но этого мало! Нужно понимание того, почему люди себя так чувствуют. Я чувствую, что ты чувствуешь, но я также понимаю, почему ты так чувствуешь. Эмоционально я чувствую, а когнитивно – понимаю.

EQ и есть когнитивная обработка полученной невербальной информации. Это своего рода «интеллектуальная» точка зрения на эмоции: эмоции могут помочь вам думать. Принятие решений не является чисто рациональным. Напротив, наши эмоции и интуиция подводят решение к тому моменту, где сознательное мышление способно сделать правильный выбор.

Модель EI, как ее видит Дэвид Карузо, состоит из нескольких компонентов:

Самоосознание и распознавание (восприятие). Способность идентифицировать свои собственные эмоции и эмоции других людей (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу). это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Мимические и невербальные проявления эмоций у всех одинаковы. Человек может говорить одно, но невербально выражать совершенно иное. Если вы умеете распознать изначальный сигнал, то в дальнейшем сумеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из этого понимания.

Самомотивация и использование эмоций для стимуляции мышления — способность активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для вас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу.

Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные, неоднозначные чувства.

Управление эмоциями и управление взаимоотношениями. Способность сдерживать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.

Рекомендации от профессора Карузо:

  • Вы не можете выбрать, существуют ли эмоции, но вы можете развить навыки, необходимые для их использования.
  • Подумайте, насколько у вас эти хороши способности понимать чувства других людей. Зачастую люди переоценивают свой эмоциональный интеллект. Если думать о том, что у вас не хватает навыков, появляется мотив их развивать. Работает эффект Даннинга-Крюгера: чем больше вы осознаете, тем больше понимаете, что вы ничего не знаете. Дело в том, что чем больше вы переоцениваете себя, тем меньше мотива развивать навык и тем менее успешен человек.
  • EI помогает в достижении: более про-социального поведения, лучшего качества отношений, более развитой эмпатии, более позитивной рабочей атмосферы. EI аомогает достигать поставленных целей, но нет нужды давить на людей, подавлять их.
  • Команды с развитым EI имеют: большую сплоченность, большую эффективность за более короткое время, более ясное видение, руководители становятся эффективнее в разрешении конфликтов.
  • Чем выше эмоциональный интеллект, тем больше вероятность достичь высокого уровня эффективности. Чем ниже ваш EI, тем больше ваш мозг вынужден напрягаться, чтобы решить проблему. С высоким EI решение проблем становится легче и эффективнее.
  • Когда вы работаете со сложным человеком, просто переоцените ситуацию: нет плохих людей, никому не нравится быть плохим. Но есть неверные стратегии взаимодействия.
  • Если эмоция помогает, идите за ней. Если мешает, управляйте. Нет единой стратегии, но всегда важна осознанность.

 

Когда у американца спрашивают «как дела?», у нас принято, чтобы ответ всегда был только «великолепно», - рассказал профессор, отвечая на вопрос, помогает ли достигать эффективности знаменитая «американская улыбка». – Я работал с очень крупными американскими компаниями, и там на людей давят, чтобы ответ был именно таков. Но мы мотивируем людей давать честный ответ, мы работаем с компаниями, чтобы поощрять людей давать открытый ответ, задавать открытый вопрос. Но делать это не просто на волне эмоций, но управляя процессом. А иначе получается подделка, фальшивка. Возможно, ваш сотрудник уже выгорел, он в стрессе, но вы не узнаете об этом и не сможете принять мер – это в итоге снизит вашу эффективность.

Илья Мясников, декан факультета журналистики ТГУ:

- Эта лекция лично для меня оказалась удивительно полезной. С одной стороны, прозвучали очень понятные вещи, они были поданы очень доступно. С другой, - это интересный взгляд, который имеет конкретные практические следствия. Встреча была очень теплой, и я уверен, что это то, что должно быть применимо в жизни.

Семен Синицын, генеральный директор ООО «Сибирские инновационные системы»:

- Успех в конкурентной борьбе между компаниями, находящимися в рынке, зачастую зависит от незначительных, на первый взгляд, вещей: расположения офиса, времени работы, наглядности формы акта выполненных работ. Дэвид Карузо на лекции «Лидерство и эмоциональный интеллект» сумел раскрыть ещё одну тонкую грань для достижения успеха: влияние эмоций на принимаемые решения, важность умения воспринимать эмоции других, понимать их, уметь использовать эмоции и управлять ими. Лично для меня стало открытием, что для руководителя важны не только положительные эмоции. В разных ситуациях для достижения цели необходимо уметь вызывать различные эмоции у собеседника или целого коллектива. Так, например, неприятная эмоция печали может помочь сотрудникам эффективнее находить ошибки, а злость может быть хорошим внутренним мотиватором. Я посетил и лекцию Дэвида Карузо, и его личный тренинг. Итогом для меня стало понимание, как важно понимать и развивать EQ. Причем, это должно касаться не только лично меня, но и всех сотрудников компании, родных, партнёров, даже детей. Это позволит им достигать лучших результатов в любых начинаниях (учёбе, работе, спорте, игре). EQ как катализатор способен значительно увеличить эффективность  команды, а при отсутствии EQ самая гениальная идея будет загублена.

Справка. David R Caruso, Ph.D. Дэвид Карузо. Йельский университет, профессор. Йельский колледж, заместитель декана. Йельский центр изучения эмоционального интеллекта, исследователь, партнер. Автор книги «Эмоциональный интеллект руководителя». Соавтор методики диагностики эмоционального интеллекта (Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligence Test).