Директор IBM Андрей Филатов: почему важно быть инноватором, чтобы преуспеть в цифровой трансформации?

Генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия Андрей Филатов, член попечительского совета Института экономики и менеджмента прочел в ТГУ открытую лекцию, на которой рассказал, почему важно быть инноватором, чтобы преуспеть в цифровой трансформации. 1 июня Андрей Филатов также принял участие в заседании попечительского Совета Института экономики и менеджмента ТГУ, где обсуждались стратегические планы бизнес-школы мирового уровня с участием международных экспертов - представителей крупных мировых компаний, бизнес-школ, исследовательских центров и фондов развития из России, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и США. 

Эксперт привел данные глобального исследования, в котором приняли участие 12854 топ-менеджера по всему миру. Исследование выявило три архетипа компаний: Инноваторы (Reinventors, 27%), Практики (Practitioners, 37%) и Стремящиеся (Aspirationals, 36%).

Первый тип подразумевает умение извлечь ценность из экосистем, использовать данные для формирования пользовательского опыта, применение дизайн-мышления. У второго типа есть амбиции, чтобы догнать инновации, но не хватает возможностей, им требуется лучшее согласование между ИТ и операциями. При этом многие из них строят или планируют запустить платформенную бизнес-модель. У стремящихся имеются недочеты правильного видения, недостаток цифровых навыков и культур. Немногие из представителей этого типа преследуют новые бизнес-модели или инновации, сосредотачиваясь на защитных стратегиях.

Между тем, финансовые результаты компаний показывают, что инноваторы лидируют в росте доходов и прибыльности, опережая конкурентов. У них бизнес процессы оптимизированы для поддержки бизнес-стратегии. Они в три раза более эффективны, чем практики и стремящиеся. Также инноваторы заметно более эффективны в использовании данных для создания новых возможностей продаж.

Филатов привел классификацию предприятий, «возмущающих спокойствие» в рамках своей отрасли:

72% - новаторские корпоративные индустриальные гиганты

34% - цифровые гиганты (Apple, Google, Alibaba и др.)

23% - компании из других индустрий

22% - компании меньшего размера или стартапы

Развиваясь, компании приобретают зарождающихся разрушителей. Спикер привел цитату финансового директора бразильской компании «Электроника»: «Самая важная инициатива, которую наша организация предпримет в ближайшем будущем, - это создание новых бизнес-моделей в партнерстве с другими компаниями, а затем их тиражирование и масштабирование».

В чем проблема стартапа превратиться в большую компанию? Нет опыта экспертизы управления крупной компанией, - подчеркивает эксперт. - Вспомните, как развивался Google – Сергею Брину не хотели давать кредит, потому что он ходил в джинсовых бриджах и с длинными волосами. Как только Google стал заметным игроком, компания наняла профессионального руководителя, который стал выстраивать в ней корпоративную структуру. Сейчас мир совсем другой. Скорость изменений очень большая, тебя могут обскакать. А инноваторы демонстрируют, что инновации – не удал голодных стартапов. Достаточно вспомнить, что в списке Fortune 500 кардинально поменялось больше половины игроков за последние 10 лет.

Говоря о подходе IBM к цифровой трансформации и переосмыслению бизнеса, спикер выделил 4 приоритетных направления: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект и кибербезопасность. Пилотные проекты в этих областях являются драйверами компании.

Андрей Филатов отдельно остановился на важности построения новых бизнес-платформ. Он отметил, что выделение капитала на построение платформенного бизнеса продолжает ускоряться, и в следующие 2-3 года цифра дойдет до $1,2 трлн.

По итогам опроса, 5% являются операторами платформ. 23% являются строителями платформ: экспериментируют внутри, пилотируют с ограниченным набором внешних партнеров или находятся в процессе создания. 18% думают о создании платформенной бизнес модели и выражают намерение выделить корпоративные инвестиции на эту задачу в следующие два-три года. При этом больше половины - 54% - не считают нужным и не планируют выделять корпоративные инвестиции на эту задачу в следующие два-три года. Что, по мнению спикера, не совсем дальновидно.

Платформы - это еще один современный тренд, показывающий, как информационные технологии могут менять традиционную систему ведения бизнеса. Операторы платформ продвигают больше инноваций. Платформы приводят к более плотному взаимодействию между конкурентами - можно вместе экономить на расходах и т.д. Платформы требуют конвергенции целого ряда существенных зрелых и новых технологий. Цифровые платформы позволяют повысить инновации благодаря богатству данных сообщества. Наши знания об участниках экосистемы начинают расти, а мы используем эти данные для поиска необнаруженных потребностей клиентов.  

Это знаковый момент. Мы будем с вами наблюдать, как перераспределяются рынки. Кто первым создаст маркетплэйс, тот и соберет сливки, потому что все побегут туда. Пример работы платформ – Aliexpress, Alibaba. Uber тоже предложил платформу, соединив клиентов и таксистов. Преимущества платформ очевидны, - отмечает Филатов.  

Еще одно преимущество инноваторов – они продвигают межфункциональные команды. Нельзя быть эффективным цифровым предприятием, если у тебя исторически бизнес-процессы – медленные и абюрократизированные. Что делают инноваторы? Меняют взаимодействие команд. Сегодня популярна Agile – технология делегирования полномочий на нижние уровни менеджмента, чтобы повысить качество принятия решений. Те, кто стал ее применять, в разы повысили скорость вывода новых продуктов на рынок. Например, Сбербанк (у них она называется Sbergile).

Несколько слайдов презентации Андрей Филатов посвятил мотиваторам: «Активно экспериментируйте, занимайтесь инновациями, а не формализацией, ставьте под сомнение традиционные нормы через экспериментирование и итерационное изменение, Присматривайте за инновациями конкурентов и новых игроков, привлекающих венчурное финансирование. За этим могут скрываться новые потенциальные угрозы. Примите временный характер конкурентного преимущества и поставьте задачу постоянного изменения, а не формализации статус-кво».  

Те, кто делают ставки на инновации, новые бизнес-модели, работают над созданием платформ, экосистем, получением преимуществ в бизнесе, имеют большую прибыль, лучше понимают, куда идет рынок. Не надо бояться, необходимо работать над развитием экспертизы, расшивать узкие места. Это нелегко, это большой труд, но если этого не делать, то сделает кто-то другой. Либо вы за рулем, либо вы пассажир. И пока вы не сядете за руль, вы никогда не поймете, как ею управлять. То же самое с инновациями, - подытожил эксперт.

Для справки: 1 июня Андрей Филатов также принял участие в заседании попечительского Совета Института экономики и менеджмента ТГУ, где обсуждались стратегические планы бизнес-школы мирового уровня с участием международных экспертов - представителей крупных мировых компаний, бизнес-школ, исследовательских центров и фондов развития из России, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и США.

Филатов работает в ИТ-индустрии более 20 лет, занимая ряд руководящих позиций в крупных международных ИТ-компаниях. В начале 2010 года Андрей Филатов пришел в IBM на позицию директора по развитию бизнеса департамента аппаратных средств. С июля 2015 года - генеральный директор IBM в России и СНГ.