Как выпускник-экономист ТГУ сделал карьеру в Amazon и Microsoft: интервью и лайфхаки для студентов

Андрей Лубко закончил экономический факультет Высшей школы бизнеса при ТГУ (с 2016 года - в составе ИЭМ), был в Германии на практике, в Америке по программе обмена, поработал маркетологом и финансистом, получил опыт в компании Amazon, сейчас работает в Microsoft на позиции Senior Financial Manager. У Андрея есть команда, сотрудники которой живут в самых разных частях мира — в Индии, Австралии, Германии. Как он прошел этот путь и что посоветовал студентам - экономистам - читайте в материале проекта «Зачетный выпуск» - об успешных выпускниках ТГУ, которые живут и работают за рубежом. 

..."Это была середина 90-х, тема бизнеса была очень актуальна. Я поступил на экономический факультет в Высшую школу бизнеса при ТГУ.
Еще один эпизод в моей жизни, связанный с Томским госуниверситетом случился тогда, когда ТГУ совместно с президентской программой осуществлял проект по помощи начинающим предпринимателям, новому бизнесу. Я прошел конкурс и поступил на эту программу. В ее рамках у нас были дополнительные курсы в Школе бизнеса и практика, которую мы проходили за рубежом. Мне удалось на неделю поехать в Германию, получить опыт общения с предпринимателями локального малого бизнеса, посмотреть на работу немецких коллег. Экономика у них состоявшаяся, конкурентная среда достаточно высока, и изучение всех местных процессов было для меня бесценным опытом.

Еще до Германии мне удалось попасть в Америку, тоже по программе обмена. Я работал в то время в рекламном агентстве и должен был ознакомиться с тем, как работают подобные фирмы в США. В течение шести недель я посетил там три агентства, и, конечно, масштабы их работы меня сильно впечатлили. В Томске я занимался местными, локальными брендами, хотя и не только коммерческими. Все эти маркетинговые проекты привели меня в итоге на работу в пресс-службу политеха, где я проработал два года. Потом в течение четырех лет занимался выборами и предвыборными кампаниями.

Но все это время во мне было внутреннее желание познать мир.
Во время моей первой поездки в Америку всю нашу группу распределили по разным семьям. Местные представители бизнеса находили людей, которые были заинтересованы, чтобы кто-то к ним приехал, остановился у них в доме. И вот один из таких хозяев, принимающих нас у себя, был финансовым директором одной из крупнейших на тот момент компаний по продаже компьютеров. Он мне и рассказал о том, что существует так называемая программа МВА — The Master of Business Administration, обучающая руководителей среднего и высшего звена.

Улетая из Америки, я где-то купил книжку, которая называлась «Как попасть в лучшую школу МВА», там был расписан весь процесс подготовки к такой магистерской программе. И после возвращения в Россию я стал активно интересоваться этой темой — было очень интересно попробовать воплотить эту идею в жизнь. Таким образом, я параллельно занимался работой и готовился к поступлению в США.

В тот момент мы готовили губернаторскую предвыборную кампанию. И вот посреди этой кампании раздается звонок из Мичигана с предложением пройти собеседование для поступления на МВА. Я это интервью успешно прошел и буквально через неделю получил приглашение — в течение лета нужно было приехать в Америку.

Кампания тогда уже завершилась, и я подумал: почему бы инет. Магистерская программа предполагает “мягкий старт”: у тебя есть целых два года в университете, чтобы оглянуться по сторонам и посмотреть, что будет дальше. К тому же, весь механизм получения этого образования связан с практикой: ты не только посещаешь занятия, но и с первых недель погружаешься непосредственно в работу различных фирм. В университетский кампус приезжают представители компаний, рекламируют себя. Это был 2007 год, пик экономического роста, и к нам тогда приезжали самые известные компании, мировые гиганты. Да и статистика относительно возможностей трудоустройства была очень хорошая: каждый студент после окончания обучения получал два предложения о работе.

Все было хорошо первые полгода, пока не прозвенел первый звоночек в марте 2008 года: один из крупнейших инвестиционных банков в Америке объявил о своем банкротстве.
Это отразилось и на нас: ребята после летней практики не получили предложений о работе. В сентябре ситуация только ухудшилась, случилось второе крупное банкротство. Было совершенно непонятно,что же будет дальше. Но, несмотря на всеобщую тревогу, меня эти процессы, к счастью, почти не задели, потому что на тот момент у меня уже было предложение от компании Amazon.

Да, я сменил область деятельности с маркетинга на финансы, и не жалею об этом. Работа в Amazon, а затем и в еще одной локальной компании в Сиэтле привела меня впоследствии в компанию Microsoft, где я и работаю до сих пор. В такой огромной фирме есть масса возможностей развиваться и строить свою карьеру в зависимости от целей, которые ты сам себе поставишь. Причем необязательно работать в одной области: вполне реально при желании поменять сферу своих профессиональных интересов и перейти, скажем, из финансов в бизнес-планирование.

В России сейчас появилось множество возможностей приобрести знания, которые могут быть полезны и за рубежом. Но здесь есть один принципиально важный момент: нужно уметь говорить с людьми на одном языке. С одной стороны, вполне буквально — просто необходимо знать иностранный язык той страны, где ты хочешь жить и работать. А второй значимый момент — это культура общения.

Работу в сфере финансов можно разделить на две части: проектную и ритмичную. В проекте необходимо сначала посчитать его рентабельность, затем отследить все показатели и дать возможность руководству проанализировать его эффективность. А ритмичная, цикличная часть работы связана с презентацией результатов и отчетами — они нужны, чтобы показать, насколько меняются во времени сама компания и ее производительность. Сейчас я работаю над темой долгосрочных контрактов с клиентами фирмы Microsoft, и у моей должности — Senior Financial Manager — довольно высокий уровень заметности и ответственности. У меня есть команда, сотрудники которой живут в самых разных частях мира — в Индии, Австралии, Германии. Мы отслеживаем, на сколько компания соответствует пожеланиям клиентов, подходят ли ее стратегические решения этим клиентам, чтобы мы могли и дальше развивать бизнес и продолжать генерировать доходы. Моя должность совмещает в себе проектный и ритмичный компоненты, поэтому мой день может выглядеть очень по-разному, в зависимости от текущих задач. Приходится считаться с тем, что работать нужно в самое разное время суток, и гибкость в моей профессии просто обязательна.

Мой совет тем, кто хочет пойти учиться на экономический факультет, — обращать свое внимание на такие предметы, как основы маркетинга и бухгалтерский учет. Это две основные вещи в профессии. Конечно, макроэкономика и микроэкономика — это фундамент, но не нужно упускать из виду то, что темы, связанные с прикладным применением, особенно важны для будущих предпринимателей. А ТГУ как раз дает возможность все это изучить".

***

Сайт проекта "Зачетный выпуск": http://tsuwithoutborders.ru/2018/12/27/%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b9-%d0%bb%d1%83%d0%b1%d0%ba%d0%be/#story