Лучшие менеджеры должны иметь digital-навыки и компетенции в инновациях

Как Сбербанк из громоздкой структуры превратился в передовую компанию. И при чем тут HR

Еще в начале 2000-х Сбербанк был громоздкой разветвленной структурой, и сами сотрудники с трудом представляли, как это можно изменить. Герман Греф, придя к руководству, в корне изменил как структуру, так и отношение людей к работе. Как? В первую очередь, выбрав в качестве главного ориентира самих людей: их развитие, взаимодействие, мотивацию. Людмила Филатова, эксперт сектора карьерного развития Центра развития талантов Сибирского банка ПАО Сбербанк рассказала, как это происходило.

Предваряя свою лекцию в Институте экономике и менеджмента «HR-цикл: новые технологии как основа управления человеческим капиталом (на примере ПАО Сбербанк)», Людмила Александровна отметила, что впечатлена масштабом интереса к данной теме. «В Новосибирске пока нет такого интереса как у вас, и я впечатлена», - сказала она.

Я психолог по образованию, начинала работать в Сбербанке в 2006 году. Сама наблюдала, как происходила трансформация. Конечно, люди встречают изменения по-разному. Но меня все это восхищало. В тот момент банк был очень громоздкой структурой, мы ждали струю свежего воздуха. Герман Оскарович обеспечил это обновление, причем, к изменениям подошел глубоко и вдумчиво.

Первое, что было сделано – упразднена психологическая служба. Позиция руководства была такова: то, что делает психологическая служба, должны делать сами руководители: уметь видеть, что у них происходит в команде, замерять «температуру», принимать членов команды, которые им нужны, понимать, кто им нужен, разруливать конфликты. Руководитель должен быть мастером по управлению своей командой, управлению талантами.  Самый главный HR в Сбербанке – это руководитель.

Во-вторых, традиционная кадровая служба трансформировалась. Сегодня многие процессы автоматизированы и выведены централизованно в определенные офисы. Особая роль теперь принадлежит HR-службе: это помощники руководителя, которые должны обеспечить качественные кадры и качественный цикл управления. 

В итоге начало развиваться направление. Сегодня это основа успешной и эффективной работы Сбербанка. Дважды в год HR-служба трансформируется и настраивается на текущие тенденции.

Можно выделить несколько базовых направлений в HR-работе Сбербанка.

В самом начале пути со Сбербанком поработала компания McKinsey. Начали с разработки модели компетенций – основные ориентиры, принципы, которые обозначает банк для своей работы и развития. Сегодняшняя модель компетенций – уже третья. Вот она:

Модель компетенций Сбарбанка 2020: «Я лидер»: системное мышление и решение проблем; управление собой; инновационная деятельность и digital-навыки. «Мы команда»: управление результатом и ответственность; развитие команд и сотрудничество. «Все для клиента»: клиенто-центричность.

Следующий значимый пункт в работе с человеческими ресурсами - Smart-карьера (карьерные лестницы). Каждый новый сотрудник сразу строит для себя возможную карьерную лестницу. Специальная программа позволяет еще на старте выбрать направления развития, оценить свои компетенции, спланировать свое развитие…  Это часть работы по управлению талантами. Люди должны внутри компании видеть свои возможности, развиваться и самостоятельно стремиться к поставленным целям. Ответственность за это развитие (и это довольно непривычный для многих компаний подход) лежит на самом сотруднике.

Оценка компетенций методом 360. Оценку при помощи специальных программ сегодня проходят все сотрудники, раньше проходили только руководители. Люди ценят возможность такой оценки. Это срез компетенций: как тебя видят твои коллеги. Подобные оценки нужны не HR-службе, которые организовывают эти процессы, а руководителю, который в дальнейшей работе с подчиненными будет учитывать особенности сотрудника.

Кадровые комиссии проходят все руководители банка. Греф считает, что все беды в России от некачественного управления.  Руководитель – это прежде всего огромная ответственность, и это был переворот в сознании и в жизни. Руководителя обязательно оценивают, и по итогам могут как повысить, так и понизить. По итогам кадровой комиссии формируется кадровый резерв. В прошлом году в Сибирском отделении ПАО Сбербанк в кадровом резерве было 117 человек, в этом году уже 17 (к отбору стали относиться иначе, более серьезно и пристально). Кадровый резерв отделили от пула преемников. Члены кадрового резерва готовы к перемещениям и по должностям и в регионах.

Индивидуальный план развития. С 2018 года его составляют все сотрудники. Он должен быть конкретным, «оцифрованным», с датами и четкими задачами. На этот счет в банке существует жесткий контроль.

Оценка 5+. Оценка личной эффективности сотрудников, которая влияет в том числе на коэффициент премирования. Проводится раз в квартал. Ставится две оценки: за личные достижения и за соответствие корпоративным ценностям.

Важный вывод и принципиальная позиция в том, что в организации именно руководитель – главный HR, - говорит Людмила Филатова. Это ответственность за себя и за других, постоянное целеполагание и стремление, постоянное развитие и самосовершенствование, поиск своих слабых мест и работа с ними, самомотивация и мотивация сотрудников и многое другое. Все это на плечах руководителя.

В завершение лекции Людмила Филатова с воодушевлением рассказала, что буквально на днях Герман Греф высказался о том, что главные компетенции менеджера сегодня – это digital-навыки и инновации. Банк уходит в эту сферу, и руководители должны быть полностью готовы. Также Людмила Александровна привела цитаты Рэя Крока, одного из самых успешных в мире предпринимателей, создателя крупнейшей в мире сети ресторанов быстрого питания McDonald’s.

  • От поведения руководителя зависит настроение окружающих людей, особенно подчиненных.
  • От того, какими знаниями и навыками руководитель вооружил своих последователей, зависит будущее.
  • От того, насколько руководитель вдохновил свою команду, зависит ее успех.
  • Качества лидера отражаются в тех стандартах, которые они поставили перед собой.