Ректор университета Сбербанка в ИЭМ: «Управленческие инновации не менее важны для успеха, чем технологические»

Ректор корпоративного университета Сбербанка, член попечительского совета Института экономики и менеджмента ТГУ Валерий Катькало провел открытый семинар «Современные компетенции эффективного руководителя: чему учить и как развивать», на котором рассказал о 100-летней эволюции менеджмента как теории и профессии, а также о том, какой должна быть современная система обучения и развития управленческих навыков. 

Cегодня управленческая деятельность - это отдельный вид профессиональной деятельности. Для нас это вопрос номер один, - отметил ректор ТГУ Эдуард Галажинский во вступлении. - Когда в мире нарастает скорость изменений, конкурируют уже не сами организации, а модели управления, экосистемы. Нам просто не выжить, если вузы не суммируют свои ресурсы с партнерами. Сбербанк уделяет огромное внимание формированию управленческих компетенций. И благодаря стажировкам, образовательным программам, таким встречам, мы имеем доступ и к корпоративным ресурсам, и можем многое почерпнуть у коллег в плане опыта и лучших практик.

Отмечая основные вехи развития управленческой деятельности, Валерий Катькало приводил знаковые работы по теории менеджмента каждого периода*. Так, в 1908 году Генри Форд впервые применил конвейерный метод для сборки автомобилей. А уже в 1911 году выходит знаменитая книга родоначальника научного управления предприятиями Фредерика Тейлора «Принципы научного менеджмента», которые актуальны и сейчас.

Все  работы имеют применимость к любой организации. Они посвящены тому, в чем должен ориентироваться профессиональный управляющий, - подчеркнул эксперт.

Отдельное внимание спикер уделил эволюции управленческого образования в мире и в России:

Хорошая новость! Во второй половине XX века в мире появилось множество проектов создания бизнес-школ, которые сегодня определяют уровень управленческого образования в мире. Начиная от INSEAD  (Европейский институт управления бизнесом, 1957), заканчивая Indian School of Business (Индийская школа бизнеса, 2001) и ESMT (Европейская школа менеджмента и технологий, 2002). Что касается достижений отечественных вузов, в 2013-м году Высшая школа менеджмента СПбГУ впервые вошла в глобальный рейтинг крупнейших компаний мира, а в 2015-м региональный университет  УрФУ впервые получил международную аккредитацию EPAS.

Ректор корпоративного университета Сбербанка отметил, что у его коллег сформировалось собственное понимание менеджмента: По мнению известного теоретика управления Питера Друкера, «Менеджмент — это специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который как раз и обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов». В свою очередь мировой специалист в области эффективного управления бизнес-процессами Ицхак Адизес определяет менеджмент как «процесс, который позволяет организации стать и оставаться результативной и эффективной ныне и впредь».

Нас не устраивают эти определения. Для нас менеджмент - это понимание 5 вопросов: 1) что мы делаем 2) кто выполнит задачи 3) как будем действовать 4) каковы параметры оценки 5) как мы получаем обратную связь.

Катькало отдельно рассказал о системе работы с кадрами, которая выстроена в корпоративном университете (КУ) Сбербанка:

Нам важно получать отдачу от инвестирования в людей. Поэтому любое действие, которое мы совершаем в сфере образования, должно сопровождаться вопросом о том, какую эффективность создаст образовательный процесс, - отметил он.

Так, например, получив данные исследования популярности образовательных программ вуза, руководство КУ немедленно приняло решение увеличить количество мест по направлению «Problem solving». Катькало также подчеркнул, что с конца 90х годов в мире произошло изменение подходов к корпоративному обучению, и сегодня мы приходим к «обучению в потоке работы».

Среди популярных методов обучения в университете Сбербанка применяются метод кейсов, обучение действием (action learning, learning by doing - совокупность методов обучения, когда слушатели обучаются в процессе разработки решений реальных бизнес-проблем), коллаборативное обучение, предполагающее тесное взаимодействие между участниками и социальное обучение - обмен информацией и опытом, совместное создание контента с использованием интерактивных дискуссий и обсуждений, социальных медиа. Многие из их описаны в бюллетене Edu Tech, выпускаемом вузом, каждый номер которого посвящен передовым практикам.

По мнению спикера, сегодня необходимо воспитывать лидеров, которые могут справиться с неизвестностью и неопределенностью, усложнением обстановки, резким увеличением информационных потоков и возрастающей скоростью изменений, а также выгодно использовать значительное расширение возможностей. При этом среди компетенций, которые необходимы нынешнему Сбербанку, профессор выделил решение проблем, управление результатом, ответственность, инновационность, Digital skills, клиентоцентричность,  сотрудничество и управление собой.

Никто менеджером не рождается, этому просто надо учиться, - резюмировал Катькало. - При этом надо понимать, что эффективность менеджмента напрямую связана с передовыми технологиями. «Если изменения снаружи происходят быстрее, чем внутри — конец близок», - сказал по этому поводу Джек Вэлч, экс-CEO General Electric.

 

*12 работ по теории менеджмента, которые полезно знать каждому руководителю:

1911 Ф.Тейлор «Принципы научного менеджмента»

1916 А.Файоль «Общее и промышленное управление»

1927-1932 Э.Мэйо, Хоторнские эксперименты

1938 Ч.Барнард «Функции управляющего»

1954 П.Друкер «Практика менеджмента»

1958 Теорема Модильяни-Миллера

1967 Ф.Котлер «Маркетинг менеджмент»

1980 М.Портер «Конкурентная стратегия»

1982 Питерс и Уотермен «В поисках эффективного управления»

1990 П.Сенге «Пятая дисциплина»

2001 Дж.Коллинз «От хорошего к великому»

2005 Ким и Осборн «Стратегия голубого океана»