Сергей Филонович в ИЭМ ТГУ: об эмоциональном интеллекте и лидерстве

Декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович прочел в Институте экономики и менеджмента ТГУ открытую лекцию, в ходе которой рассказал о том, как развитие эмоционального интеллекта повышает нашу успешность и продуктивность в жизни, а также объяснил, почему современные менеджеры обречены быть лидерами.     

Профессор кратко описал модели эмоционального интеллекта, разработанные мировыми экспертами, и объяснил их применение на практике, приводя интересные примеры. Так, согласно теории Джона Мейера, Питера Саловея и Дэвида Карузо, эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность отслеживать свои собственные эмоции и эмоции и чувства других людей, чтобы различать их и использовать эту информацию для руководства своим мышлением и действиями. Человек  фактически отражает определенную потребность или цель, проявляя эмоции, поскольку они являются внутренней сигнализацией о том, насколько удовлетворены или не удовлетворены наши потребности. По мнению эксперта, адекватное выражение эмоций способствует увлечению других реализацией поставленных лидером целей. Вопрос состоит в том, какими компетенциями необходимо обладать, чтобы адекватно выражать свои эмоции.

По теории Мейера-Саловея-Карузо предназначение эмоционального интеллекта можно разложить на четыре основные составляющие (более подробно о модели можно почитать здесь: http://iem.tsu.ru/news/devid-karuzo-intellektualnyy-vzglyad-na-emocii-pozvolyaet-nam-dostigat-svoih-celey):

  • Восприятие эмоций (распознавание, идентификация)
  • Использование эмоций для стимулирования умственной деятельности (улучшения, ускорения мышления)
  • Понимание эмоций
  • Управление эмоциями

Смешно спорить с авторами теории, но у меня есть вопрос к этой модели, - сказал Сергей Филонович. - Если эта модель окончательная, то использование эмоций предшествует их пониманию. Так происходит у людей, которые не озабочены развитием ЭИ. Развитие же приводит к тому, что эти два элемента меняются местами.

Далее профессор подробно остановился на модели эмоционального интеллекта Дэвида Гоулмана, который предложил ее в 1995 году, отталкиваясь от идей Мейера и Саловея. Работа практически мгновенно стала бестселлером. Профессор отметил, что в ней Гоулман отошел от узкой фокусировки исключительно на эмоциях.

Эта модель состоит из пяти компонентов:

  • Самосознание. Это способность различать и понимать свое состояние

духа, эмоции и побудительные мотивы, а также их воздействие на других людей. Основные признаки – уверенность в себе, реалистическая самооценка, чувство юмора.

- Чувство юмора хочу особенно подчеркнуть, это важнейший признак развитого самосознания, - отметил спикер. - Мой любимый пример человека, обладавшего таким качеством – Виктор Черномырдин.

  • Саморегуляция. Способность контролировать и изменять дурные позывы и настроение, склонность не спешить с суждениями – думать, прежде чем действовать. Признаки – ощущение комфорта в условиях неопределенности, открытость к изменениям, доверие со стороны других людей и честность.

 - Могу это объяснить так: если подчиненные услышат в вашем тоне оттенок металла, они все поймут без объяснения и мобилизуются. Это изменение поведения других людей путем влияния, - пояснил лектор.

  • Мотивация. Страсть к работе, выходящая за пределы стремления к деньгам и статусу. Это, безусловно, перекликается с определением мотивации в любой творческой деятельности. Творчество возникает тогда, когда у человека есть, что сказать людям, и он не может этого не сказать.  Признаки – сильное стремление к достижениям, оптимизм даже перед лицом неудач (спикер напомнил про недавний проигрыш немецкой сборной на ЧМ-2018).

Еще один важный признак – это преданность организации. Если она есть, вы в такой организации будете работать бесконечно долго. Я 23 года работаю в ВШЭ. Моя должность звучит как «ординарный профессор», это означает пожизненный найм и определенные преференции. Почему я так долго и с удовольствием работаю там? Потому что мне дают возможность заниматься тем, во что я верю, - отметил Сергей Филонович.

  • Эмпатия. Способность понимать эмоциональное состояние других людей, навыки обращения с ними в соответствии с их эмоциональными реакциями. Признаки – экспертиза в воспитании и удержании талантов (талантливые люди часто ведут себя не так, как принято, и люди, обладающие эмпатией, могут много прощать талантливым людям, и встраивать их в деятельность организации так, чтобы они приносили пользу), кросс-культурная чувствительность (это о толерантности), служение клиентам и потребителям.

Филонович порекомендовал аудитории посмотреть фильм «Перед классом» о школьнике, страдающем синдромом Туретта (когда человек издает неконтролируемые звуки). Отрывок из него очень наглядно показал, как необходимо действовать окружающим и особенно руководителям, чтобы правильно налаживать отношения.

  • Социальные навыки. Искусство управления взаимоотношениями и построения социальных сетей. Человек с развитым ЭИ правильно строит свою социальную сеть. Это очень помогает жить.

Я однажды назначил 3 лекции на одно время. Понимаете, что обычно чувствует человек в таком случае? Однако я заснул через 15 минут, потому что моя соцсеть позволила это сделать. Я рассудил, что одну лекцию я попрошу за меня прочитать одного коллегу, вторую подхватит другой, - привел пример лектор.

Профессор также рассказал об идее эмоционально-социального интеллекта, которую в 1988 г. предложил Рувен Бар-Он. Такой интеллект состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Центральная мысль – обладающий развитым эмоционально-социальным интеллектом приближается к продуктивному существованию, благоденствию.  

Удовлетворенность жизнью – великая вещь, - говорит Сергей Филонович, - люди могут жить в неидеальных условиях, но ты всегда будешь чувствовать от них мощную энергетическую подпитку. Продуктивному существованию еще надо поучиться.

Подводя итог, профессор отметил, что три рассмотренные модели не противоречат, а дополняют друг друга. Еще один важный акцент лекции – результаты исследования соотношения IQ и EQ (интеллектуального и эмоционального коэффициентов интеллекта) и их влияния на успешность в работе и жизни, которые проводил Гоулман.

Оказалось, что для большого успеха в жизни совсем необязательно быть самым умным, зато обладать эмоциональным интеллектом очень полезно, - подчеркнул Сергей Филонович.

Вторая часть лекции эксперта была посвящена теме лидерства. Профессор порассуждал о максиме Уоррена Бенниса, исследователя проблем лидерства: «Managers do things right, leaders do right things» («Менеджеры делают вещи правильно, лидеры делают правильные вещи»).

Раньше это была дилемма: либо-либо. Но шли годы, и становилось ясно, что это противопоставление неверно. Чтобы принимать правильные решения, лидеру нужна информация с предыдущих уровней, в противном случае она искажается и успевает устареть. Качество решений в итоге не самое высокое. Поэтому сегодня в мире отдается предпочтение структурам с более плоским управлением, принятие решений делегируется. Современный менеджер должен быть не только управленцем, но и лидером на своем уровне, лидеров должно быть много. Вы скажете: а как же поговорка: «Два медведя в берлоге не уживутся». Но разве люди – медведи?

  Что такое лидерство? Одно определение дать сложно. С одной стороны, лидерство - это позиция. Ведущее положение отдельной личности или социальной группы. Есть и другое, динамическое определение лидерства как «процесса вовлечения членов группы в деятельность по достижению цели». Лидерство как позиция и как процесс могут существовать независимо, но это не очень полноценное лидерство.

Взять, например, Эйнштейна. Он сильно опередил время, но не создал научной школы, у него не было ни одного ученика. Он не смог увлечь своими идеями физиков того времени. Это классический позиционный лидер. Кардинал Ришелье напротив - увлекает своими идеями других, но не стоит впереди движения. Отсюда и пошло выражение «серый кардинал». Полноценное лидерство – это соединение того и другого. Яркий пример - Константин Станиславский, - резюмировал Филонович.

- О существовании теории Эмоционального интеллекта я узнал более десяти лет назад, и мне неоднократно приходилось использовать на практике некоторые из её элементов. Безусловно, меня очень привлекла любезно предоставленная университетом возможность встретиться с одним из основателей концепции Дэвидом Карузо, тем более, что во время встречи удалось познакомиться и даже задать вопрос автору. Вместе с тем, не менее, а может быть и более интересный, во всяком случае с практической точки зрения,  доклад был сделан деканом Высшей школы менеджмента ВШЭ профессором Филоновичем. Сергей Ростиславович прекрасный оратор, умеющий заинтересовать аудиторию не только теоретическими знаниями, но и очень интересными практическими материалами, историями из реальной жизни, - отметил Даниил Петров, директор ООО «АТТЕСТАТ», один из слушателей семинаров.

В ходе лекции эксперт приводил ряд книг и фильмов, которые мы для удобства выделили в отдельный пассаж:

  • Аннет Симмонс, Сторителлинг. Как использовать силу историй
  • Борис Акунин, Батальон ангелов
  • Говард Гарднер, Структура разума. Теория множественного интеллекта
  • Дэниел Гоулман, Эмоциональный интеллект
  • Джеффри Пфеффер, Власть, влияние и политика в организациях
  • Джеффри Пфеффер, Лидерство без вранья. Как стереотипы убивают нашу карьеру
  • Ицхак Адизес, Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует
  • Карл Альбрехт, Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с Карл Альбрехт, Практический интеллект. Наука о здравом смысле
  • Малкольм Гладуэлл, Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего?
  • Ноэл М. Тичи «The Leadership Engine» («Двигатель лидерства»)
  • Роберт Чалдини, Психология влияния
  • Роберт Саттон, Не работайте с дураками. И что делать, если они вокруг вас
  • Сериал «Гений» - американский документальный телесериал-антология про А. Эйнштейна.  Фильм «Перед классом». Фильм основан на автобиографической книге Брэда Коэна «Front of the Class: How Tourette Syndrome Made Me the Teacher I Never Had».