Владимир Мау: «Сегодняшние приоритеты - человеческий капитал, транспортная инфраструктура и госуправление»

Ректор Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау прочитал в ИЭМ ТГУ лекцию «Глобальные тренды и новые задачи экономической политики». Мероприятие прошло в рамках открытия брендированной аудитории Сбербанка.  

Оценивая современную ситуацию, ректор РАНХиГС отметил, что экономика нашей страны находится в ситуации комбинации нескольких кризисов – структурного кризиса и кризиса внешних шоков. Современный структурный кризис, по словам Мау, напоминает кризисы 1930-х и 1970-х годов, когда происходили фундаментальные сдвиги в мировой экономической ситуации, которые формировали новую модель технологического уклада и государственного регулирования. Продолжительность актуального кризиса, по оценке Владимира Мау, будет составлять 10-12 лет, и в этот период экономика и сфера политики должны адаптироваться к происходящим изменениям.

Другой вид кризиса - кризис внешних шоков. Для России проявлением такого кризиса являются цены на нефть и санкции. По словам лектора, для преодоления этого кризиса важным и одновременно самым сложным моментом является осуществление разных антикризисной и экономической политик.

Другой характеристикой текущей ситуации в стране и мире, как отметил ректор РАНХиГС, является ситуация противоречия краткосрочных и долгосрочных мер - не всегда краткосрочные меры положительно влияют на решения, принимаемые на долгосрочный период, и наоборот. В качестве примера Владимир Мау привел кризисную ситуацию в 2014 году. По мнению лектора, антикризисная политика России в этот период оказалась сверхэффективной, о чем свидетельствуют результаты: минимальный спад за всю историю кризисов на протяжении последних 25 лет, быстрое и последовательное снижение инфляции и государственного долга, сбалансированный платежный баланс и т.д.

Владимир Мау выдвинул гипотезу, что весь развитый мир сегодня столкнулся с ситуацией, когда остановка спада экономики не ведет к автоматическому восстановлению роста экономики.

Это новый феномен в современной экономической политике, - говорит ректор РАНХиГС. По его словам, одна из ключевых проблем экономической политики - падение прогнозируемости любых процессов, что влияет на принятие решений как в государстве, так и в бизнесе. Это связано с высокими темпами технологического развития.

Технологический процесс создает ограничения для инвестиций, и бизнес начинает тормозить свою инвестиционную активность, - уверен лектор.

Он отметил, что на это накладывается еще один тренд – длинные инвестиции рискованны не с политической, а с технологической точки зрения. То есть современные технологии сегодня могут оказаться неэффективными при завершении реализации проекта уже на ранней стадии. Переход к новой модели инновационного бизнеса, основанной на коротких инвестициях в новые технологические решения, приводит к конкуренции за инновации не в материальной сфере, а в интеллектуальной и политической.

Как следствие высоких темпов технологического развития и смены моделей ведения бизнеса в инновационной сфере - происходят изменения в экономическом росте. По словам Владимир Мау, мы уходим от ситуации, когда ключевую роль играют отраслевые тренды - им на смену приходят технологии.

Наряду с этим для каждого государства остаются лишь три приоритетные отрасли: человеческий капитал, транспортная инфраструктура и государственное управление», - уверен ректор РАНХиГС.

Инновации приняли такой темп, что их большой объем снижает ВВП. Покупая высокотехнологичный телефон и электронную книгу, пользуясь сервисом такси, которое не имеет автопарка, мы снижаем ВВП, так как не приобретаем часы, газеты, компас и так далее", - отметил лектор. При этом мы не должны попасть в ловушку отчетности за необходимость высоких темпов ВВП. Это очень важный вывод. 

В завершении лекции Владимир Мау назвал ряд показателей, по которым сегодня, на его взгляд, целесообразно оценивать динамику развития как страны в целом, так и отдельных регионов.

К ним относятся:

  • Динамика частных инвестиций
  • Доступность кредитов и низкая инфляция
  • Диверсификация экспорта
  • Снижение количества (доли) бедных
  • Интенсивный рост жилищного строительства.