Йохан Виссема: сидение за столами, неэффективная и устаревшая модель обучения, сменяется групповой работой

Почетный профессор Технологического университета г. Делфт (Нидерланды), член Попечительского совета ИЭМ Йохан Виссема рассказал о собственном курсе в Делфтском университете. По мнению профессора, курс практического предпринимательства, встроенный в академическое образование, необходим студентам вне зависимости от того, пойдут они в бизнес или пойдут по научному пути. За 25 лет существования курса создано более 100 успешных компаний, одна из них была продана за 400 млн. евро.

Открытая лекция «Образование в предпринимательстве как пример инноваций в обучении», которую профессор прочел в Институте экономике и менеджмента, собрала полную аудиторию. Неудивительно: профессор сочетает в себе качества ученого и бизнес-практика, который имеет собственную компанию. Именно такое сочетание сам он считает важным в современном образовании.

Чтобы студенту в Делфтском университете записаться на курс, посвященный введению в предпринимательскую деятельность, необходимо доказать, что у него уже есть идеи, которые он хочет воплотить на практике. Некоторые студенты, приходящие на курс, даже имеют прототипы продукции, которую они хотят вывести на рынок.

Процесс отбора на наш курс очень строгий, - рассказывает профессор. - Студенты должны доказать серьезность своих намерений, показать свою целеустремленность. Ведь бывает так, что у человека есть хорошая идея, но со временем запал пропадает. Та вот, чтобы стать успешным предпринимателем, чтобы начать зарабатывать, нужно «гореть» своей темой. И на нашем курсе студенты узнают, как практически выстраивается предпринимательская деятельность.

Особенность курса в том, что по его итогам нет экзаменов. Каждый студент составляет собственный бизнес-план (это может быть и групповая работа), который затем оценивается как преподавателями университета, так и представителями бизнеса и промышленности. В идеале итог курса – вывод нового продукта на рынок и получение прибыли. Студентов просят сделать презентацию своей разработки. А слово «экзамен» даже не употребляют: оно вызывает у студентов только негативные чувства. "Многие студенты, приходя к нам, не понимают, что значит создать свою компанию и как это практически сделать, - рассказывает Йохан Виссема. - Мы начинаем с менеджерской игры, а затем уже стартует базовый курс. Студенты учатся презентовать компанию, потому что это не академическая тема и не академический предмет".

Несмотря на то, что курс встроен в образовательную программу университета, занятия ведут представители предпринимательского сообщества. Профессор рассказал, что в преподавании на курсе заинтересованы представители самых разных компаний из разных стран. Причем, происходит это на волонтерских началах. Компании присылают своих практиков, которые делятся опытом, приводят реальные бизнес-примеры и решение конкретных бизнес-задач. Курсу также помогает фонд, члены которого выступают спонсорами, и их средства тратятся на PR и содержание собственного сайта.

Чтобы работать на рынке, нужно его понимать. Лучше всего об этом расскажет тот, кто на этом рынке работает, - продолжает профессор. – Поэтому наши занятия ведут бухгалтеры, банкиры, маркетологи… Но задача курса все же не создать компанию, а научить студентов коммерциализировать свою идею. Студенты получают эти навыки, а также возможность выйти на рынок, если им это необходимо. Цель нашего курса не довести студента до экзамена, не сделать так, чтобы он ответил на вопросы преподавателя. Они должны уметь делать конкретные практические вещи. Мы создаем условия, когда студенты становятся способными самостоятельно решать задачи.

Йохан Виссема также отметил, что сидение за столами – уже неэффективная и устаревшая модель обучения, скоро она перестанет существовать. Более эффективно работать в группах. При такой модели преподаватели больше не выполняют функцию распространения знаний, но берут на себя функцию организаторов и модераторов. Учитель уже более не лектор, но тренер и партнер.

Важно, что значимость базовых теоретических знаний нисколько не умаляется, просто изменяется способ их получения. «Вы берете на работу не диплом, а компетенции конкретного человека, - отмечает профессор. – И база его знаний тоже определяет его компетенции. Именно поэтому значим тот факт, что наша база – академический университет. Но если вы хотите конкурировать и в академическом сообществе, вы все равно должны иметь практические компетенции – одно неотделимо от другого».

Профессор Виссема привел пример университета Кембриджа, среди выпускников которого самое большое количество нобелевских лауреатов. Они работают в традиционной академической схеме, но вместе с тем поддерживают предпринимательские навыки. Старое взаимодействует с новым, на базе научных парков появляются новые современные предприятия. "Именно так должен выглядеть современный университет, - подчеркивает профессор. - Я считаю, Томск должен двигаться в этом направлении: у вас есть традиционная наука, есть технопарки, предприятия, с которыми вы сотрудничаете. Это и есть модель, которую нужно реализовать".

Профессор также привел отдельные примеры студенческих итоговых разработок, которые вышли на рынок. Стоит отметить, что все патенты, зарегистрированные в рамках курса, принадлежат университету. А финансирование студенты начинают получать не на стадии бизнес-плана, а тогда, когда продукция начинает приносить прибыль. Так, одна из студенческих групп усовершенствовала форму самолетного крыла, и разработка вышла на рынок. Другая группа разработала проект устройства, которая позволяет человеку одновременно с мытьем в душе получать ультрафиолет, это особенно важно для малосолнечных регионов. Огромный коммерческий успех имела разработка, обеспечивающая стабилизацию морских судов во время штормов.

Такая модель курса очень интересна и университету, и студентам, и компаниям, - считает Йохан Виссема. - Сложно начать – нужно построить инфраструктуру этого взаимодействия. Но я очень рекомендую вам сделать это здесь, в вашем институте.

 

Йохан Виссема - почетный профессор Технологического университета г. Делфт (Нидерланды), консультант по вопросам управления, предприниматель. Получил степени магистра в области химического машиностроения (Великобритания) и инженерного контроля (Нидерланды), а также степень доктора философии в Институте естественных наук и технологий университета Манчестера (Великобритания). После работы в НИИ AkzoNobel стал консультантом по управлению, открыв впоследствии собственную консалтинговую фирму. Йохан Виссема был независимым директором нескольких компаний, выступал в качестве управляющего, а также был членом редакционного совета LongRangePlanning, IEEETransactionsonEngineeringManagement. Его текущая консультационная деятельность посвящена роли университетов в современном мире и проблемам «Нового обучения». Профессор Вайсема опубликовал 16 научных и одну художественную книгу. Некоторые из них переведены на девять иностранных языков, в том числе на русский. Его последняя работа «Университет третьего поколения» была опубликована в 2016 году на русском языке в серии «Библиотека Сбербанка» издательством «Олимп-Бизнес» (подробнее на www.wissema.com).