Студенты ИЭМ создают «умную» эргономичную мебель для дома и офиса
Команда студентов Института экономики и менеджмента Томского государственного университета работает над стартапом «Эдельраум». Проект получил грант в 1 млн рублей как победитель конкурса «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям.
Эти средства помогут выпустить на рынок линейку мебели, которая сочетает комфорт, высококачественные материалы и современные цифровые технологии. К примеру, мебель «Эдельраум» будет регулироваться по высоте, а встроенные беспроводные зарядные устройства, порты USB и другие гаджеты обеспечат эргономичный функционал. В перспективе такие предметы мебели могут быть встроены в экосистему «умного дома».
Автор и руководитель стартапа «Эдельраум» Алексей Рябченко – студент четвертого курса ИЭМ (направление «Менеджмент», профиль «Предпринимательство и управление проектами»). Идея стартапа, рассказывает он, родилась на стыке двух трендов.
– Во-первых, это массовый переход на гибридный и удаленный формат работы, когда люди стали больше времени проводить дома и задумались об эргономике и комфорте своего рабочего места. Во-вторых, это моя личная боль как студента и будущего специалиста: существующая мебель либо скучная и нефункциональная, либо не адаптирована под российские реалии, экосистемы «умного дома». Либо же она удовлетворяет всем перечисленным критериям, но очень проста по дизайну и материалам, – поясняет Алексей Рябченко.
В команде проекта «Эдельраум» три человека. Кроме того, для реализации идей команда стартапа привлекает подрядчиков: мастерскую для производства мебели, мастеров по керамике и дереву для создания дополнительных товаров для дома и IT-специалистов для разработки электроники и программной части.
Цель стартапа – создать интеллектуальное рабочее пространство, которое станет органичной частью цифровой жизни человека, повысит его продуктивность и при этом порадует дизайном и материалами. Целевую аудиторию проекта его создатели видят в специалистах и предпринимателях, покупателях товаров премиум-сегмента и корпоративных клиентах. Так, «умная» мебель может заинтересовать IT-компании и коворкинговые центры.
– Мы планируем начать с эргономичного функционала: беспроводной зарядки, портов USB, нескольких базовых датчиков, регулировки высоты. Очень хотим встроиться в экосистему «умного дома», поставить напоминания о необходимости разминки, датчики осанки и прочие полезные функции. Естественно, речь идет не только про столы, а про целую линейку «умной» мебели. Она будет включать также тумбочки, шкафы, кресла, стулья, гардеробные, кухонные гарнитуры, – отмечает Алексей Рябченко.
На данный момент коллектив стартапа провел маркетинговые исследования, заключил предварительные соглашения с поставщиками, сформировал цены, а главное – создал работающий прототип первого предмета из своей продуктовой линейки.
Это «умный» стол с базовым набором функций. Он включает электропривод для плавной регулировки высоты в режимах «сидя»/«стоя»; встроенную беспроводную зарядку и набор портов (USB-A и USB-C); базовую интеграцию с голосовыми помощниками для управления подсветкой.
– Для прототипа был выбран именно стол, поскольку это центральный элемент любого рабочего места, будь то дом или офис. Он ежедневно используется по много часов, и его эргономика и функциональность напрямую влияют на комфорт и здоровье пользователя. Сейчас мы работаем над качеством материалов и улучшением оснащения продукта, – добавляет Алексей Рябченко.
Аналоги мебели «Эдельраум» на глобальном рынке – это такие гиганты, как китайский Xiaomi, и международные стартапы, предлагающие «умную» мебель. В России тоже есть несколько типовых проектов с «умной» мебелью, но их линейка ограничивается столами, а дизайн всех предметов примерно одинаковый.
У своей будущей продукции команда стартапа насчитывает как минимум четыре ключевых преимущества.
Первое – это модульность. Клиент «Эдельраума» сможет заказать мебель с нужным ему набором функций (беспроводная зарядка, подсветка, USB-хаб, регулировка высоты) и выбрать материалы отделки под свой интерьер. Такой индивидуальный подход к каждому клиенту недоступен массовым производителям.
Второе преимущество заключается в качестве и сервисе. «Эдельраум» настроен на использовании в производстве премиальных материалов (массива дерева) и будет давать расширенную гарантию на свою продукцию. Для привлечения клиентов предусмотрены также консьерж-сервис, красивая упаковка, продукты-комплименты (например, аромадиффузор для дома в подарок к дорогой мебели) и адекватные сроки выполнения заказа.
Локализация производства поможет гибко реагировать на запросы рынка и избегать длительных логистических цепочек и валютных рисков, а значит, станет третьим ключевым преимуществом.
В-четвертых, «Эдельраум» будет представлять собой целую экосистему продуктов – чтобы красиво обставить квартиру, клиентам необязательно будет посещать несколько разных магазинов.
– Мы добавим в ассортимент кухонные аксессуары и товары для домашнего уюта. Так что на сайте нашей компании будут представлены и предметы мебели, и вазы для цветов, тарелки, кружки, салфетницы, менажницы, свечи, диффузоры и прочие маленькие и большие радости для красоты дома, – рассказывает Алексей Рябченко.
Проект «Эдельраум» стал особенно актуален в свете импортозамещения в сегменте премиальной мебели, поддержки молодежного технологического предпринимательства и тренда на гибридный формат работы. Экспертное жюри конкурса «Студенческий стартап» включило его в число победителей 2025 года по направлению «Цифровые технологии».
Полученный грант в 1 миллион рублей будет направлен на закупку материалов для серийного производства первой партии из 20 столов и оплату услуг подрядчиков. Также часть средств пойдет на разработку и запуск сайта с функцией онлайн-конструктора и предзаказа, маркетинг и продвижение проекта для привлечения первых клиентов.
Выход на продажи самых простых продуктов команда стартапа запланировала на декабрь 2025 года, а в начале 2026-го надеется запустить более сложные товары.
Напомним, что в 2025 году ИЭМ стал лидером среди факультетов ТГУ по количеству победителей в конкурсе «Студенческий стартап». Мы уже рассказали о проектах по разработке протезов нового поколения, открытию фотостудии будущего, проведению мастер-классов по созданию помады, созданию системы интеллектуальных бизнес-планов.
Источник: пресс-служба ТГУ