Эксперты бизнес-форума: "Поколение Z надо привлекать к со-творчеству, а не пытаться "танцевать с бубном"

4-7 октября в Томске прошел «Бизнес-форум», где выступили специалисты по маркетингу, IT-продвижению, мотивации персонала, продажам, позиционированию и HR-брендингу, а также были представлены 15 лучших российских бизнес-кейсов по этим направлениям. ТГУ выступил одним из генеральных партнеров мероприятия. Спикеры и участники форума ответили на наши вопросы и поделились своими впечатлениями о мероприятии.

Михаил Дымшиц, один из крупнейших в России специалистов по маркетингу и массовым коммуникациям:

- Вы – один из немногих спикеров форума, который выступал в студенческой аудитории. Как впечатление? Сидят в гаджетах и параллельно делают вид, что слушают? Надо ли пытаться их специально заинтересовывать – игрой, танцами с бубном и другим? Может быть, сам формат лекции уже устарел? Или все дело только в харизме лектора и подаче материала?

– У меня очень хорошее впечатление от студенческой аудитории. Проблема «сидения в гаджетах» никогда не была моей, даже когда я читал программные курсы. Все-таки, я считаю, что если у лектора проблемы внимания аудитории, то он может писать жалобу только на самого себя.

– Под аудиторию, которую называют поколением Z и считают чуть ли не инопланетянами («цифровые дети», «после 8 секунд теряют интерес к любой информации»), необходимо ли менять маркетинговые подходы и как?

– Нет, это не требует изменения маркетинговых подходов. Появление новых каналов требует адаптации маркетинговых мероприятий к ним, но в целом, чем позже появляется тот или иной канал, тем хуже удается в нем решать задачи масс-маркета: растет индивидуализация, есть способы запрета навязывания незапрашиваемой информации и так далее. Поэтому появление новых каналов если и создает новые возможности и позволяет игнорировать старые, то только для очень специфических объектов продаж.

– Развитие Big Data изменит маркетинговую коммуникацию? Насколько кардинально? Как скоро это может произойти?

– Нет, Big Data не изменит маркетинговую коммуникацию. Возможно, эти данные откроют глаза предпринимателям на слабую целесообразность или вообще бессмысленность тех или иных мероприятий, но пока мне ничего не известно про то, что Big Data как-то повлияло на наши знания и представления о механизмах формирования коммуникативных эффектов и влиянии на потребительское поведение.

Проблема Big Data в том, что хотя мы и можем выделить различающиеся группы, которые мы не выделяли раньше; но чаще всего это следствие такой статистической «псевдодостоверности» различий между группами. При даже сравнительно небольших по современным понятиям выборках в 25000 различие в каком-то признаке даже у 1 человека будет уже статистически достоверно, но содержательности в этой «достоверности» нет. Кроме того, чаще всего мы не можем выделить эти группы предиктивно и, на мой взгляд, сами по себе эти ожидания беспочвенны: индивидуальное поведение гораздо более непредсказуемо и изменчиво, чем принято считать.

Вадим Ширяев, международный бизнес-эксперт по стратегиям развития и позиционированию: 

– Необходимо ли менять маркетинговые подходы к аудитории, которую называют поколением Z, и как?

- Сегодня не только вузам, но и другим организациям необходимо учиться работать с  поколением Z. Эти ребята зачастую могут искать, принимать, анализировать, перерабатывать и передавать информацию быстрее, чем профессиональные эксперты. О чем они и сами не догадываются, так как для них это естественно. Как сделать лекцию для них нескучной?  Самый важный принцип взаимодействия с такой аудиторией – включение в сотворчество. Мы можем, например, приглашать их к совместному созданию учебных материалов. Если преподаватель учит квантовой физике или истории, нужно объяснять, как этими знаниями пользоваться, как упрощать смыслы, самому быть простым (что называется «smart simple»). Необходимо включать элементы геймификации, визуализации, инфографики, т.е. привычный для них контекст. Тогда подростки понимают, что они c лектором co-creative partners, которые вместе решают, как наилучшим образом применить получаемые знания, извлечь выгоду, интерес из этих знаний. Можно, например, дать им задание сделать маленькое видео для других групп, из которого будет понятно, что они выяснили на занятии. Или выложить пост в соцсетях. Они готовы адаптировать, интерпретировать все на своем языке и ретранслировать дальше, давая обратную связь и получая реакцию сверстников. И это надо использовать. А в целом преподавателям нужно принять то, что увидели мои коллеги и я. Нам надо учиться у них вовлеченно и неистово. Потому что они умеют то, чего мы не умеем. И с каждым днем больше!

Наталья Кошляк, бизнес-тренер:

– Вы как спикер форума выступали для студенческой аудитории. Какое сложилось впечатление?

– Я не верю в систему мотивации. Я верю только в корпоративную культуру и человеческие отношения. И поэтому я студентам вашим «взорвала мозг» – рассказала, как нужно строить живую компанию, идя от власти «над» к власти «к». Когда вокруг тебя очень много переменных, мир меняется, когда клиент перестал быть потребителем, один человек с этим не справится. Работать придется командой. Это значит – осваивать недирективные стили управления. Также важно, чтобы в кризис была минимизирована работа с документами. Для бизнеса это очень серьезно. Все должно быть для людей. Команда должна излучать тепло, и клиент тогда сразу поймет: здесь мне все рады, никто не притворяется. Если специалисты завалены бумагами и отчетами, вы проигрываете. Это очень новый путь для многих компаний (в том числе и вузов).

– Необходимо ли менять маркетинговые подходы к аудитории, которую называют поколением Z, и как?

– Что касается современного поколения Z. Это люди, которые хотят, чтобы было интересно, информацию потребляют только «коротко, четко, больше картинок», поэтому здесь надо совсем по-другому разворачивать процесс. Их уже не загнать ни в какие рамки. Они могут знать больше преподавателя, это надо учитывать. Надо меняться самим преподавателям. Но я не про «танец с бубном», это должны быть образованные люди, умеющие общаться с такой «разностью». Важна же и сама культура преподавателя. Студентам сразу видно – есть она или нет. Кстати, студенты ТГУ работали очень активно, они большие молодцы!

Мнения участников:

Анна Николаева, директор центра моды и красоты «Подружка невесты»:

– Что было самым полезным?

– Для меня был полезен во второй день Михаил Дымшиц, который успокоил ответом о том, что премиальный и люксовый сегмент одежды в Томске не уйдет в онлайн, и нам нужно просто дальше в своей атмосфере и манере работать с гостями и заказами.

– Кто из спикеров запомнился? Каково общее впечатление от форума?

– Денис Баталин. Как для меня, не-специалиста в SMM, – взорвал мозг, однако дал конкретные инструменты, «явки и пароли».

Огромное впечатление произвел ваш корпус, в котором хотелось и хочется учиться и дальше. Альма-матер и организаторы здорово постарались.

Ирина Сазонова, директор HR студии Motive.expert:

– Основное отличие этого события – исключительно практический опыт спикеров. В первый день мы услышали почти 50 кейсов! Это были истории успеха и неудач больших и микроскопических компаний. Зачем это нужно? Для вдохновения, обмена опытом, решения своих насущных вопросов по продажам, управлению, мотивации...

А в холле, как всегда, уникальное пространство для общения, знакомств, достойные предложения от партнеров форума (например, о бесплатной магистратуре!)

– Кто из спикеров запомнился? Каково общее впечатление от форума?

– Второй день прошел в новом корпусе ТГУ. Вот кто в тренде современных технологий! Корпус сделан с использованием технологий будущего: аудитории-трансформеры, оснащенные интерактивными экранами и даже стенами.

Я побывала на мастер-классе Анжелики Жураковской, директора по персоналу компании «Лама». Столько полезной для своей работы информации я не получала давно – пошаговая технология внедрения миссии и ценностей в большой компании, да еще и оценка эффективности изменений, где еще я могла бы это узнать?! Большое спасибо организаторам и партнерам!