Научи меня учиться: в ИЭМ прошел семинар «Навыки преподавания экономических дисциплин»

Как учить студентов экономике в условиях, когда базовая информация открыта и доступна и вне стен вуза? Какова роль преподавателя в этом процессе? Сегодня важно не контролировать и не проверять у студентов то, что им рассказал преподаватель. Важно понимать, насколько студенты усвоили навыки экономического профиля, которые могут поддержать их в экономическом процессе, предпринимательских отношениях и при работе в крупных компаниях. Об этом шла речь на Всероссийском семинаре «Навыки преподавания экономических дисциплин» в рамках мероприятий к 120-летию экономического образования в Сибири и на Дальнем Востоке.

Один из старейших преподавателей кафедры экономики ИЭМ ТГУ профессор Владимир Цитленок выступил с докладом о принципах формирования концепции экономики знаний. Тема интересна преподавателям: очевиден рост значения знаний, в том числе оцифрованных, в экономике страны, знания становятся главным ресурсом для экономического развития.

«Единственная область, которая в скором времени станет подвластна лишь человеку (с остальным смогут справляться машины), - создание нового знания», - уверен эксперт.
Ряд докладов был посвящен практическому взаимодействию образовательных учреждений экономического профиля с различными организациями. Доцент кафедры финансов и учета ИЭМ ТГУ Максим Сорокин акцентировал внимание на необходимости повышения финансовой грамотности в отдельных домохозяйствах. Ирина Адова, профессор Новосибирского государственного технического университета рассказала об интегрированном подходе к управлению вознаграждением в госкомпаниях.

Большой блок семинара был посвящен анализу современных технологий и практики преподавания экономических дисциплин в вузах, в частности, в Институте экономики и менеджмента ТГУ. Наталья Тюленева, профессор кафедры финансов и учета ИЭМ ТГУ, рассказала о трансформации университетов и зарубежном опыте в этой части (а именно, опыте в подготовке экономистов Франции в условиях цифровой революции). Анна Ложникова, профессор кафедры экономики института, раскрыла возможности применения эмпирических данных компаний в преподавании экономических дисциплин (по ее мнению, сегодня статистика не в полной мере соответствует реальным потребностям экономических исследований). Марина Рыжкова, профессор кафедры экономики ИЭМ ТГУ, продемонстрировала возможность проведения текущего контроля знаний студентов с помощью мобильных устройств. В свою очередь Елена Соболева, доцент кафедры экономики ИЭМ ТГУ, рассказала о применения концепции смешанного обучения.

Интересны результаты входного тестирования студентов-неэкономистов (их озвучил Станислав Кривяков, доцент кафедры экономики института):

Несмотря на то, что в школах выделено большое количество часов на предмет «экономика» (в том числе в рамках курса обществознания), студенты 1-го курса показывают недостаточно глубокое понимание экономических терминов – необходимо углублять их знания в экономических дисциплинах.
В завершение семинара команда преподавателей Института экономики и менеджмента (Наталья Редчикова, Евгения Каз) и студентов (Максим Беляков, Мария Дуйнова, Любовь Новоселова) рассказала об опыте получения компетенций и навыков в рамках прохождения учебной практики.
- В современных условиях большое значение приобретают не только сами знания, но и методы их донесения до студентов, а также методы контроля, - подвел итог семинара его модератор, завкафедрой экономики ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов. - Сегодня важно не контролировать и проверять у студентов то, что им попытался рассказать преподаватель, а понимать, получили ли студенты-экономисты навыки экономического профиля, которые могут поддержать их в экономическом процессе, предпринимательских отношениях и при работе в крупных компаниях. Задача преподавателя - не столько заставить студента выучить понятия, разделы, учебники, а научить использовать багаж знаний для того, чтобы доказать экономическую эффективность, корректность принимаемых решений в конкретных практических обстоятельствах. С одной стороны, сегодня декларируется, что студенты сами должны добывать новые знания, и в этой связи у преподавателей сокращается количество рабочих часов. С другой - опыт преподавателей показывает, что российские студенты пока не готовы уйти на самостоятельное освоение предметов, им нужна работа с преподавателем. И в этом смысле работа преподавателя, напротив, удваивается: он должен дать базовое знание и показать методологию, возможность применения этого знания (раньше считалось, что этот этап выпускник проходит уже на предприятии или в организации).
 Для справки: 120 лет назад было положено начало образовательной и научной деятельности по экономическим дисциплинам на территории от Урала и до Дальнего Востока: 22 октября 1898 года в составе юридического факультета Томского императорского университета была организована кафедра политической экономии и статистики. С 14 по 17 ноября в ИЭМ проходят юбилейные мероприятия, посвященные 120-летию экономического образования в Сибири и на Дальнем Востоке.