Ректор КУ Сбербанка Валерий Катькало: «Студентам нужно быть готовыми переучиваться в течение жизни и менять профессию»

Ректор корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало в ходе открытых лекций в ТГУ рассказал, заменят ли роботы людей, и можно ли сдержать развитие инноваций, запрещая Uber

Ректор корпоративного университета Сбербанка Валерий Катькало посетил ТГУ с визитом, в ходе которого открыл бизнес-библиотеку в новом корпусе Института экономики и менеджмента ТГУ, обсудил с ректором вуза направления сотрудничества и выступил с открытыми лекциями о современных технологиях менеджмента.

- Сегодня происходит революция в бизнес-моделях и основах менеджмента. Цифровые инновации открывают совершенно новый этап в развитии человечества: началась эпоха когнитивных вычислений, искусственный интеллект и машинное обучение входят в образовательные программы, - отметил Катькало. - Безналичные платежи впервые превысили наличные. Прирост данных происходит огромными темпами. Клиент теперь живет в формате 24/7 и требует того же от продавца. В связи с этим формируются совершенно новые отношения покупателя и продавца, идет поиск новых экономических программ. Почему многие компании не добиваются успеха? Они  не желают меняться, не внедряют инновации. В то время как необходимо переоткрытие себя.

В ходе дискуссии один из вопросов был посвящен тому, что инновационные изменения могут тормозиться неэффективным госуправлением. Так, в Барселоне муниципалитет запретил вход компании Uber, чтобы защитить права местных водителей.

- Мэрия Барселоны, к сожалению, отнюдь не одинока в борьбе с Uber, но если мы вспомним историю, то во время первой промышленной революции люди разбивали машины. Это были попытки остановить прогресс, - сказал Катькало. Есть два подхода к прогрессу – действовать как мэрия Барселоны, или предлагать альтернативы.

По теме неэффективности власти я могу привести в пример одну книгу. Ей в этом году уже 35 лет исполнилось. Это известный бестселлер Питерса и Уотермана "В поисках эффективного управления". Книга появилась в период глубочайшего кризиса американских компаний, когда японские фирмы начали выходить вперед. Поднялась волна протеста против американского правительства – мол, оно не выстраивает заградительные пошлины, не ведет протекционистскую политику, не помогает компаниям. Книга Питерса и Уотермана была посвящена двум простым тезисам: фактор плохого правительства имеет значение только для тех, кто сам ничего не делает.
И второй тезис - то, что в любых условиях есть компании, которые ломают стереотипы и обладают управленческими характеристиками, позволяющими им быть сильнее любых конкурентов. Смысл книги был в выявлении факторов, которые определяют эти успешные компании.

Поэтому можно ждать, а можно действовать. Сегодня мы как раз находимся в том здании, которое является свершившимся памятником этой идее.  Здесь есть инициатива, здоровые амбиции, грамотный менеджмент и минимум госсредств. Можно, наверное, ждать, когда министерство обратит внимание на то хорошее, что происходит в томском университете – а ТГУ сейчас, как известно, один из лидеров проекта 5 – 100, и достоин этого внимания. А можно действовать иначе и создавать для себя фактически конкурентное преимущество.

На вопрос о том, что делать специалистам, когда профессии будут устаревать, а роботы заменять людей, Валерий Катькало заметил:

- Апокалиптического сценария нет. Он будет только для тех, кто не хочет признавать, что мир вокруг него меняется. Это новая реальность. Могу дать два совета: надо себя настраивать на то, что вы, возможно, первое поколение, которое не сможет дальше жить, не занимаясь непрерывным образованием. Если раньше те, кто старше на 10-15 лет, всерьез понимали свою образовательную траекторию как хорошее университетское образование, а потом несколько раз дополнительное, то сегодня придется учиться и переучиваться всю жизнь. И в этом так называемая «новая нормальность». Это не экзотика, а часть жизни тех людей, которые хотят быть постоянно востребованы и материально поощрены за это. Второе, что важно - надо понимать, что вам, возможно, придется менять профессию несколько раз в жизни. Не просто развивать компетенции, но переучиваться. Сбербанк за последние 10 лет своей организации прошел несколько таких волн. С 55 тыс. до 15 тыс. сократили наш бэк-офис. Но большинство этих людей переучились и пошли во фронт, где были нужны менеджеры. Советую и вам поступать так же.

Для справки:
Валерий КАТЬКАЛО - профессор, доктор экономических наук. Возглавляет Корпоративный университет Сбербанка с начала его работы в декабре 2012 г. Преподавал в ряде бизнес-школ Европы. Результаты его исследований эволюции теории стратегического управления и развития образования по менеджменту опубликованы в 6 книгах и в ведущих международных и российских научных и профессиональных журналах.