Студенты ИЭМ провели маркетинговые исследования для сети «Аптека Вита»

В ИЭМ завершилась защита студенческих отчетов в рамках учебного курса «Маркетинговые исследования». В них ребята представили результаты анализа состояния конкурентной среды на томском рынке розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Заказчиком исследования выступила крупная аптечная сеть «Аптека Вита».

«Аптека Вита» реализует две успешные модели аптечного бизнеса:
• Аптека-дискаунтер «Первая социальная аптека» (низкие цены)
• Аптечный супермаркет «Аптека ВИТА» (широкий ассортимент, индивидуальный подход).

Сегодня аптечный ритейл является динамично развивающейся сферой бизнеса. В современной аптеке можно купить не только лекарственные препараты. Количество категорий товаров в ассортименте постоянно растет, и в настоящее время ассортимент аптечной сети «Аптека Вита» насчитывает уже 8 категорий. Высокий уровень конкуренции, а также меняющиеся вкусы и предпочтения потребителей требуют от руководителей аптечных сетей постоянного поиска и развития конкурентных преимуществ.
- Для разработки конкурентных стратегий необходимо обладать объективной информацией о динамично меняющейся внешней среде. Именно поэтому регулярное проведение маркетинговых исследований позволяет увидеть новые тенденции, выявить лучшие практики конкурентов и узнать предпочтения потребителей, - отмечает Никита Иванников, исполнительный директор ООО «Аптека Вита». - Студенты ИЭМ были привлечены к проведению масштабного исследования аптечного рынка Томска, в котором проявили высокий уровень ответственности, самостоятельности и креативности. Мнение и рекомендации студентов очень важны для нас – это свежий и уже профессиональный взгляд, позволяющий в новом свете увидеть сильные и слабые стороны компании, которой руководишь уже много лет. Также очень важно, что многие команды продемонстрировали применение комплексного подхода к проведению маркетингового исследования – это и сбор аналитики и статистических данных по исследуемому рынку, с другой стороны – готовность работать в полевых условиях при проведении опросов и наблюдений методом «Тайный покупатель».
Никита добавил, что компания очень заинтересована в сотрудничестве с ТГУ и планирует обязательно продолжить его в будущем.

Преподаватель курса «Маркетинговые исследования» Инна Краковецкая при этом подчеркнула, что эксперимент по внедрению практико-ориентированного обучения продолжается. Среди постоянных партнеров – Эко-фабрика «Сибирский кедр», ТПК «САВА», туристическая компания «Дилижанс» и многие другие.  
- В этом году нашим партнером и заказчиком стала аптечная сеть «Аптека ВИТА», поставившая задачи по анализу аптечного рынка Томска и проведению SWOT- анализа его игроков. Работа с проектом реальной компании позволяет студентам применить полученные знания и умения на практике при формировании профессиональных навыков под руководством не только преподавателя университета, но и маркетолога - Татьяны Гостищевой. Это совсем другой уровень ответственности, который предполагает необходимость соблюдения запланированных дедлайнов и понимание, что результат зависит от сложенной работы всех участников команды. 
Инна Краковецкая также выразила благодарность руководству компании и маркетологу «Аптека ВИТА» за предоставленную возможность.

По итогам защиты проекта все студенты получили сертификат от компании, который пополнит их портфолио и поможет в будущем трудоустройстве, когда нужно будет подтверждать практические умения и навыки.

- Одним из заинтересовавших нас блоков в поставленном задании стал тот, где необходимо было провести реальный опрос людей на улицах и осуществить проверку аптек методом «тайный покупатель», - делится впечатлениями Анастасия Салато - руководитель команды, студент группы 27706. - Это дало нам интересный опыт и базу для исследования и дальнейшего анализа.

По мнению Анастасии, участие в маркетинговом исследовании дало практический опыт в части аналитической деятельности: работа с большим объёмом разнообразной информации всегда полезна - это учит фильтровать и отсеивать лишнее, применять полученные данные непосредственно к поставленной перед нами задаче и видеть результат в цифрах и данных, а не просто в словах.
- «Маркетинговые исследования» - предмет, который помогает студентам применять наработанные знания за время прохождения обучения в университете, помимо конкретных маркетинговых знаний, студенты также могут применять знания других программ, - говорит - руководитель команды, студент группы 27701 Илья Худоконов. - Все это делается, чтобы оценить определённые плюсы и минусы в понимании того, что такое конкретный продукт, или, как это в нашем случае, определенная компания конкретного направления - что они из себя представляют на практике в рыночной экономике и насколько они конкурентоспособны. Благодаря этому курсу, студенты начинают показывать, насколько качественно они умеют применять имеющиеся у них знания и умения.
- Работа над маркетинговым исследованием сети аптек « Аптека ВИТА» помогла нашей команде узнать о методах проведения такого рода исследований, - рассказывает руководитель команды, студент группы 27706 Елизавета Туркасова – Мы научились находить решения в сложных стрессовых ситуациях и улучшили навык работы в команде, а также освоили навык проведения полного маркетингового анализа реальной компании, поиска её сильных и слабых сторон, а также составления рекомендаций по улучшению конкурентных позиций на рынке.
- Нас порадовало то, что для работы был привлечён реальный заказчик, который действительно заинтересован в результатах исследований, сможет их применить в своём бизнесе, - говорит Вячеслав Бородич, капитан команды, студент группы 27700. В целом подобные проекты/работы/исследования - один из лучших видов заданий для студентов, ведь именно здесь мы можем применить наши накопленные знания для выполнения реальных задач функционирующего бизнеса.
Татьяна Гостищева, маркетолог ООО «Аптека ВИТА» поблагодарила руководство Института экономики и менеджмента ТГУ и доцента кафедры стратегического менеджмента и маркетинга Инну Краковецую за организацию совместного проекта со студентами по проведению маркетинговых исследований аптечного рынка города Томска.
- Такие проекты несомненно важны как для студентов, так и для представителей действующего бизнеса. Для студентов это замечательный практический опыт применения полученных знаний, а для нас - объективное мнение молодого поколения, взгляд со стороны будущих специалистов, которые уже сейчас стремятся использовать не только полученные знания, но и современные технологии для усовершенствования процессов, а также возможность поиска потенциальных сотрудников. Благодарим всех студентов и надеемся на дальнейшее взаимодействие, которое приносит массу положительных эмоций, заряд энергии и практическую пользу для всех участников!, - резюмировала Татьяна Гостищева.