Владимир Самокиш: Томск – крутой город. В нем нужно удержать таланты

Выпускник Томского государственного университета, член правления Эндаумент-фонда ТГУ, предприниматель и депутат Думы города Томска Владимир Самокиш вошел в число победителей конкурса «Лидеры России». Конкурс организован по поручению президента РФ, чтобы выявить руководителей нового поколения. Из 200 тысяч конкурсантов, подавших заявки, в финал попали только 103. Владимир Самокиш вошел в группу 21 – 40. Все победители получат грант в размере 1 миллиона рублей и наставника. В списке наставников – Алексей Кудрин, Герман Греф, Эльвира Набиуллина, Сергей Лавров и другие авторитетные политики и топ-менеджеры страны.

С выпускником ТГУ мы поговорили о том, какими качествами должен обладать современный лидер, зачем организовывать подобные конкурсы и как удержать в Томске талантливых людей.

– Владимир Игоревич, расскажите, как проходил конкурс и что нужно было сделать на разных его этапах?

Сначала сдается «ЕГЭ» – куча тестов, связанных с проверкой общих знаний, решения каких-то задач, психологическое тестирование. Как тесты на IQ. Я, правда, до этого ни разу такие тесты не сдавал, но вот пришлось. Таких этапов было несколько. Потом полуфинал и финал – несколько кейсов, которые нужно выполнить в команде, от работы руками до решения проблемных ситуаций.

– А задания, связанные с ведением переговоров, были?

Командная работа включает в себя переговоры в любом случае, потому что люди незнакомые, им надо для принятия согласованного решения быстро друг друга узнать. Люди разные, с разным опытом руководящей работы. Как правило, все из начальствующего состава, поэтому договариваться очень сложно. Мы все увидели друг друга в первый раз, сложно было определить, кто за какую функцию будет отвечать. И в этом было, наверное, главное испытание.

– Почему вы стали участвовать в этом конкурсе?

Сначала из любопытства, а потом уже остановиться сложно было – вроде как уже полуфинал. А попадание в полуфинал – это один к семидесяти. Не бросать же. После финала уже – один из 700. Вхождение в сорок – один к пяти тысячам.

– И что теперь? Вы получите наставника, довольно известного. Как будет происходить взаимодействие с ним?

По условиям конкурса до конца февраля за каждым победителем будет закреплен наставник. Это люди серьезные, все сильно занятые, отвлекать их на наставническую работу слишком часто, наверное, не совсем правильно. Мне пока непонятен формат взаимодействия с наставником. Наверное, это должна быть какая-то самостоятельная работа с редкими встречами. Но я могу пока только предполагать.

– В списке наставников есть люди, с которыми вы мечтали поработать?

Есть, но этот список закрытый. Каждый участник формировал его в отношении наставников. Я указал несколько персоналий, с которыми мне было бы интересно поработать. Но окончательный выбор за наставником.

– В интервью РИА Томск вы сказали, что деньги гранта планируете потратить на обучение томской команды следующего года…

Не планирую, а хочу. Еще раз уточняю, это не совсем корректно, наверное, прозвучало… При интервью с экспертами на полуфинале, это было одно из испытаний, я задавал им вопрос, можно ли деньги гранта направлять не только на себя, но и еще на кого-то. Я подумал, что можно было бы организовать групповое обучение для полуфиналистов, не связанное с участием в конкурсе. Где они могли бы развить лидерские, экономические, образовательные компетенции. Ведь люди шли на этот конкурс для того, чтобы чему-то научиться. Многие не дошли до финала – но я считаю, что достаточно много бодрых людей из Томска попали в полуфинал. Их можно было бы обучить групповым методом. Еще раз повторю: не для участия в следующих этапах этого конкурса, а для того, чтобы они развили свои компетенции. Мне уже запрещено будет участвовать какое-то время, но никто не запрещает мне давать советы, как к этому конкурсу готовиться. Количество людей, которые попали из Томской области в сотню, пропорционально населению. Но мы категорически оторвались в худшую сторону от москвичей, петербуржцев, Новосибирска. Я считаю, что мы должны лучше выступать. Конечно, стоит отметить, что в сотне победителей я видел человек пять с томскими корнями. Кто-то из них родился и учился в Томске, кто-то учился и какое-то время работал. Но сейчас они, к сожалению, представляют Москву, Петербург, Новосибирск и так далее. Это говорит о том, что Томск – крутой город. Но мы теряем часто тех, кто мог бы здесь нам пользу приносить. Про Томск помнят, хорошо отзываются, виртуально причисляют себя к томской команде. Но все равно работают на территории других городов.

– Как, по-вашему, можно таких людей удержать здесь, в регионе?

По-разному, ведь мотивация у всех разная: кого-то интересными задачами, кого-то деньгами, кого-то условиями для научного труда. Например, один из финалистов учился в Томске, а сейчас находится в руководстве крупнейшего за Уралом научно-медицинского центра в Новосибирске. Значит, ему здесь не дали возможности для развития. А новосибирцы его подхватили, и сейчас он в достаточно молодом возрасте занимает руководящую позицию. Это не хорошо и не плохо – в одной стране живем, и я рад и за новосибирцев, и за людей, которые развиваются в других регионах. Но для нас, Томска, это все равно определенный знак: можно было этого человека где-то использовать.

– Какие качества сегодня необходимы лидерам?

Я думаю, есть определенный набор, связанный с умением работать в команде, организовывать себя, остальных, ставить цели и достигать их. Придумывать нестандартные решения задач, не бояться рисковать... Много философских рассуждений на эту тему, но четких определений нет.

– Сейчас много говорят о том, что мир меняется, четвертая промышленная революция влияет на все сферы жизни человека… Чтобы быть лидером сегодня, нужно ли иметь что-то такое, чего не нужно было еще, скажем, десять лет назад?

Мне кажется, нет. Пока человек является человеком, наверное, лидерство фундаментально не изменилось.

– Как удержаться на своих позициях? Приходят новые молодые ребята, которые выросли уже в другой России…

Наверное, изучать ту Россию, которая есть сейчас. Это же вопрос получения знаний. И это, кстати, показатель проблемы. Вообще не место таким, как я, на таких конкурсах – там должны быть люди тридцати плюс-минус два года. Я считаю, что сначала нужно дать магистрали для развития молодежи, потом уже браться за категорию 40+, к которой отношусь. Я чье-то место занимал, на самом деле.

– А вам не кажется, что молодежи достаточно дается – для них есть программы развития, но как раз нет таких для людей 40+.

Много или мало дается молодежи – это вопрос философский. Но я бы хотел, чтобы победители и финалисты следующих лет из Томской области были возрастом до 30 лет. Это моя мечта. Я считаю, что это более правильно. Половина людей сейчас в этом конкурсе – это люди сорока плюс-минус. Есть молодежь, причем, хорошая и гораздо более сильная, чем люди моего возраста. У молодежи лучше с технологиями, у них мозги быстрее работают, они менее зашоренные, у них не было пионерского детства. Может быть, опыт нивелирует ряд качеств. Но все-таки, я считаю, подобные конкурсы должны оканчиваться разгромной победой молодежи над старшим поколением.

– Можно ли воспитать лидерство или это врожденное качество?

Можно. Надо просто посмотреть, что нужно сделать для воспитания тех свойств, которые я называл.

– Это воспитывается какими-то программами, менторством или чем-то еще?

Наверное, надо создать человеку «невыносимые» условия. Он либо сломается, либо станет лидером. Есть и другие способы. Например, личный пример – все побежали за Стивом Джобсом. Лидер – это человек, который постоянно куда-то стремится, стучится во все двери, иногда они открываются. Вот и все, просто на диване не лежи.

– Не приходит ли с успехом одиночество?

Это должен быть какой-то грандиозный успех. Я не могу ответить за всех, я таковым не являюсь, я только в конкурсе поучаствовал.

– То есть вы не считаете себя лидером?

Я не знаю, это оценка со стороны должна быть.

– Мне кажется, вы сейчас скромничаете.

Нет. Это внешние оценки: вон Иванов пошел, он лидер. Вот так должно быть. А если: Иванов пошел и говорит «Я лидер»… Это надо проверять еще, лидер он или не лидер.