В ТГУ обсудили подготовку кадров для финансовой отрасли
Пути трансформации профессионального образования обсудили эксперты на круглом столе «Кадры для финансовой отрасли». Круглый стол прошел в рамках IV Международного форума «Преобразование образования» в ТГУ.
Во встрече приняли участие представители банковской сферы — руководители ведущих финтех-компаний, а также эксперты из российских вузов-участников пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования и Высшей школы экономики.
Спикеры обсудили, почему финансовые организации инвестируют в образование, как оценивать эффективность этих инвестиций, как определять и обучать необходимых специалистов, как обеспечить практикоориентированность образования и через какие механизмы могут эффективно взаимодействовать бизнес и вузы для решения проблемы кадрового дефицита.
Модератором выступил Андрей Афонин, директор Университета Банка России. Открывая дискуссию, Андрей Юрьевич отметил, что динамичное развитие финансовой отрасли, связанное с финтехнологиями, цифровизацией и разработкой новых продуктов, не может не приводить к трансформации процесса подготовки специалистов.
«В рамках нашей встречи поговорим о том, почему финансовые организации инвестируют серьезные ресурсы в систему образования, как оценить эффективность таких инвестиций, как определять, какие специалисты необходимы финансовой отрасли и как их обучать», — отметил Андрей Афонин в начале беседы.
Алексей Белов, руководитель образовательных программ Альфа-Банка, подчеркнул, что инвестиции в образование со стороны финтех-компаний не являются благотворительностью, их цель — сократить время найма сотрудников. Эксперт отметил, что выпускники программ Альфа-Банка быстрее адаптируются как специалисты — за 1-2 месяца вместо 6-8, так как обучались на реальных кейсах.
Иван Тополя, управляющий директор департамента учета и отчетности Блока «Финансы» Сбербанка, поддержал коллегу и отметил, что помимо очевидных аспектов эффективности важно учитывать и скрытые издержки взаимодействия вузов и компаний. К ним относятся разница в языке общения между бизнесом и университетами, а также сложность прогнозирования будущего, особенно с учетом влияния искусственного интеллекта.
О том, как вузам и бизнесу перейти от модели «вуз как поставщик кадров» к равноправному партнерству, высказалась Виктория Маковеева, директор офиса технологического лидерства — проректор по стратегическому партнерству ТГУ. Виктория Владимировна выделила три ключевых момента для построения равноправного партнерства: партнерство должно расширяться до объединений целых групп работодателей и образовательных учреждений, которые совместно выстраивают траектории подготовки; сотрудничество должно быть системным и многогранным (не только разработка одной образовательной программы, а комплекс, включающий стажировки студентов и преподавателей); наличие заинтересованной и эффективно работающей команды с представителями обеих сторон.
Андрей Воронин, проректор по образованию НИТУ «МИСиС», согласился, что для вуза и бизнеса «равноправные партнеры» — ключевая формулировка. Вузы готовы к сложным форматам взаимодействия, где компании не только выступают как заказчики кадров, но и как стратегические партнеры в формировании перспективных направлений образования и науки.
На круглом столе были также представлены лучшие практики и инновации во взаимодействии университетов и бизнеса. Иван Тополя (Сбербанк) представил результаты исследования ролей и компетенций на рынке труда, которое проводилось в рамках масштабного проекта по кадрам под эгидой Банка России. Алексей Белов (Альфа-Банк), рассказал о платформе «Альфа-Будущее», объединяющей все образовательные инициативы банка и охватывающей более 300 вузов. Платформа предназначена для студентов (магистратура, бакалавриат, курсы, стипендии) и преподавателей (программы ДПО, travel-гранты).
Виктория Маковеева рассказала об опыте ТГУ во взаимодействии с химической отраслью в рамках Национального проекта по обеспечению технологического лидерства и создании центра опережающей подготовки и переподготовки по направлению новых материалов и химии. Проректор по стратегическому партнерству ТГУ отметила, что этот опыт можно переложить и на финансовую сферу с небольшими доработками.
Павел Малахов, вице-президент — директор Томской дирекции по развитию бизнеса Филиала Банка ГПБ «Западно-Сибирский», описал исторический и текущий опыт взаимодействия Газпромбанка с ТГУ, которые являются стратегическими партнерами. Филиал Газпромбанка в Томске был основан выпускниками ТГУ, что создало прочную связь между компанией и вузом. Сейчас Томское отделение ГПБ реализует совместные с ТГУ образовательные программы (например, по программной инженерии в Высшей IT-школе ТГУ), преподаватели активно стажируются на площадках банка. Существенный вклад вносит компания в поддержку исследовательских проектов университета (например, в биоинженерии).
«Это позволяет студентам глубже погрузиться в банковскую деятельность и коммерциализацию идей, а банку — способствовать формированию новых отраслей экономики», — подчеркнул Малахов.
Обсуждение вопроса по подготовке кадров для финансовой отрасли в ТГУ стало существенным заделом для старта в 2023 году пилотного проекта по совершенствованию высшего образования в университете. Основной задачей обозначены поиски точек соприкосновения между образованием и запросом рынка труда — в частности, высокотехнологичной финансовой отрасли.
«ИЭМ активно строит партнерские отношения с компаниями-лидерами финтеха. В этом учебном году мы присоединились к платформе „Сбера“, где собраны различные образовательные программы. Активно развивается сотрудничество с Альфа-банком — в частности, по тревел-грантам. Готовимся войти в сетевую образовательную программу по финтеху, которую разрабатывают НИУ ВШЭ и Альфа-банк в рамках общего проекта по подготовке кадров для финансовой отрасли. Центробанк выступает идеологом, объединяющим конструктом этого проекта. Это магистерская программа, включающая большой математический блок, существенный блок по IT и блок профессиональных экономических и финансовых дисциплин», — рассказала директор ИЭМ ТГУ Евгения Нехода.