Экономист Владимир Гага рассказал об управленческих вызовах и личных деньгах

Его совсем не зазорно назвать отцом-основателем. Во-первых, он действительно отец. А во-вторых, без него сложно представить становление экономического образования и банковского рынка в Томске. Владимир Антонович Гага – человек-легенда. 40 лет возглавлял кафедру в ТГУ. 10 лет работал управляющим Газпромбанка в Томске. Руководил Высшей школой бизнеса. Обожает ездить по бездорожью на УАЗике и снегоходе, заниматься пчеловодством и хуторским хозяйством. Ему почти 80, но он до сих пор преподает, специально приезжая из Латвии в Томск. Мы поговорили с гостем о деньгах в его жизни и в жизни страны, а также о том, почему в России держать деньги в банке выгоднее, чем в Европе.  

ЭКОНОМИСТ ПОНЕВОЛЕ

- Владимир Антонович, вы уже со школы хотели стать экономистом?  

Не совсем. Я же учился в химико-технологическом техникуме, это связано с выпуском ракетного топлива. Так получилось, что во время практики произошла авария, и мне ампутировали ноги. Оставаться на заводе было нельзя, в медицинский с моей травмой не брали, поэтому поступил на экономический. Это далось легко: в Кемерово, где я вырос, на олимпиадах по физике и математике я всегда занимал только первые места. Закончил вуз с красным дипломом.

- А первые деньги свои как заработали и на что потратили?  

После окончания учебы мне захотелось купить телевизор, они тогда только начинали продаваться, но денег не хватало. Как раз в это время мне предложили прочитать курс в университете, я с удовольствием согласился. Вот на эти деньги и купил.

ТОРОПИСЬ! НАЛЕТАЙ! НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ ПОЛУЧАЙ!

- Пользуетесь ли вы какими-либо инструментами сбережения, инвестирования, кредитования?

Я сейчас живу на западе, в Латвии, у своих детей. Там у меня есть какие-то деньги, пенсия. Я могу заключить договор на год и положить деньги в банк, но под один процент. Ставки там совсем невысокие (к слову, в 2015-м СМИ сообщили, что крупнейшие банки на территории Латвии начинают принимать краткосрочные депозиты с процентной ставкой 0% – прим ред.). То есть хранение сбережений на депозите становится все менее привлекательным. Я спрашивал у банкиров – а зачем тогда человеку деньги в банк нести? А они отвечают, что их не принято дома хранить. Все равно принесут нам. Они мечтают о том, чтобы вкладчик платил за принятие его денег на хранение. Зато там очень дешевые кредиты.  Мы совсем даром – под 2% на 20 лет – взяли трактор на хутор. Смотрите:  в России мы платим населению по вкладам 7-9%, а кредиты выдаем под 12-15%. Если подумать с экономической точки зрения – возможно, латвийский вариант более рационален?

- Дети банкира с детства умели правильно пользоваться деньгами?

У меня никогда не было времени, детьми больше занималась жена. Как и семейным бюджетом. Мое дело было, как говорится, «рыбьим жиром семью обеспечивать». Но в семье никогда не было денег столько, что некуда девать. Бюджет был напряженный. Родители жили небогато, как все в России. Поэтому как моих детей, так и меня бережному отношению к копейке научила жизнь.

«МЫ ПОДГОТОВИЛИ СВОЙ ВАРИАНТ ПЕРЕСТРОЙКИ»

- Вы всю жизнь были топовым руководителем. Приходилось ли что-то кардинально менять, совершенствовать? 

Я работал в трех организациях, в каждой из них приходилось придумывать что-то инновационное  в процессе управления. Конечно, были удачи. Но также остались и проблемы, которые не решены по сей день. 

Начинал я на «Сибэлектромоторе». Вопрос встал об оценке работы каждого отдельного работника. Кто лучше или хуже сработал? За что выплачивать вознаграждение? Мы тогда разработали 100-балльную оценку работы персонала. На моем сайте Vladimirgaga.com есть выпуски издания «Социально-экономические механизмы стимулирования труда», там можно  найти ответ на вопрос о том, как лучше оценивать труд персонала. Этот вопрос и сейчас остается  актуальным.

Моя вторая успешная работа – на экономическом факультете ТГУ. Я возглавлял кафедру и институт социально-экономических проблем развития Сибири. Я тогда задался вопросом, почему томские профессора не «светятся» на уровне Москвы?! Мы даже подготовили свой «вариант перестройки» и отправили с ним своего человека в столицу. Безрезультатно, конечно. Этот минус остается и сейчас – вузовские учёные пишут, защищают диссертации – это не доходит до производства. В старые времена диссертации направлялись в отраслевые службы и министерства. Эта проблема стоит сегодня еще острее, потому что мы усиленно наращиваем темпы развития, и работы вузовских ученых имеют большое значение. Наши работы не рецензируются, мы не получаем патентов. Надо задумываться над этим и находить пути сближения науки с производством.

Почему я согласился возглавить томский Газпромбанк, даже не знаю. Сначала было сложно, потом все наладилось, и филиал наш был лучшим в Газпроме. Были разработаны банковские карточки, появились 10 первых банкоматов. Однако работая в финансовой системе, я с самого начала почуял несправедивость нашей экономики. Банк на хозрасчете, он работает только на свою прибыль. Все остальное не особо бралось во внимание. Мы создали базовую образовательную площадку ТГУ в «Газпромбанке», развивали экономику знаний, практику активно внедряли в учебный процесс, и наоборот - использовали научный потенциал вуза для совершенствования нашей деятельности. Так и должно быть.

НЕ УВЕРЕН – НЕ БЕРИ!

- Как вы оцениваете нынешнюю финансовую грамотность народа? Почему люди закредитованы, почему так популярны МФО?

Я в банке не встречал случаев, чтобы человек брал кредит, не думая. Он же приходит к кредитному инспектору, рассказывает о своих планах. Если инспектор видит, что есть проблемы, он просто не принимает такую заявку на кредит. А про МФО – ведь каждый должен понимать: если взял, потом отдавать надо будет! У латвийских фермеров все четко:  во время посевной, когда нужны семена, удобрения, организации выдают им кредиты. Но только под залог квартиры. Поэтому люди понимают, что рискуют: сейчас, когда Прибалтику затопило и урожай не ахти какой, у них будут отбирать жилье. У нас такого нет.

- Какое значение для вас имеют деньги вообще?

Как для экономиста - это средство расчета, сопоставления затрат с каким-то результатом. А как для отца и мужа – необходимость обеспечить достойный уровень жизни семьи.

- По-вашему, у криптовалют есть перспективы?  

Предполагалось, что эта система войдет в кредитование и тд. Но пока она работает по принципу одного хода. Глубоко не проникает. Ее начинают бояться, думая, что потеряют сбережения. Но кто-то точно на первых этапах заработает.

РОССИЯ ВСПРЯНЕТ ОТО СНА…

- Текущее состояние российской экономики вселяет вам оптимизм?  

Результаты оцениваются темпами развития: 2% против 8%, - вот вам и ответ. А «блага России» темпы роста точно снизили. Почему не получилось 8% годовых, как хотели во время перестройки? Я думаю, не позволили принятые тогда экономические методы. Если оценивать перспективы – я всегда говоил, что Россия великая страна, и чем она в более тяжелом положении, тем быстрее из него выходит. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Иначе мы и думать не должны, работать над этим надо. Надо объединения создавать, где молодежь может креативить над дальнейшим развитием. Но мне все таки нравится китайская система*. Может быть, для ускорения будет изменен механизм кредитования, и Россия еще наполнит свои паруса ветром.

P.S. Мы, конечно, знали, что Владимир Антонович удивительный человек. Но совершенно не подозревали, какой сюрприз он нам приготовил на десерт.

Ко второму семестру я подготовлю курс и почитаю студентам про астрологию. В экономике я уже достиг всех вершин. Теперь  увлекся новым направлением. Это, конечно, не точная наука, скорее экспертные знания, экспертная оценка ситуации и жизненного пути. Но в каких-то случаях ее можно использовать. Хотя бы узнать о возможностях, которые вам даны и правильно ими воспользоваться. Лично мой гороскоп по числам и другим параметрам полностью совпадает.

Вот вам и экономическая магия… 

Анна Ярославцева, специально для журнала «Ваши личные финансы»

*В КНР займы предоставляются под низкий процент (1,5-3%), на продолжительный срок (до 20 лет) и с учетом льготного периода, что делает их сверхпривлекательными для государств региона, доступ которых на западные финансовые рынки затруднен. Кредитная деятельность Китая имеет целевой характер и концентрируется на ограниченном спектре отраслей: добыча и транспортировка нефти и газа, создание энергетических мощностей, строительство объектов инфраструктуры, горнодобывающая промышленность. Предпочтение отдается проектам, способствующим расширению рынка сбыта китайской продукции. Деньги осваиваются преимущественно китайскими подрядчиками, часто с привлечением своей рабочей силы и с использованием китайского оборудования.