
Эксперт Банка России в ИЭМ: «Денежно-кредитная политика ЦБ – как атмосферное давление, от которого зависит погода»
Как Банк России влияет на инфляцию в стране и на развитие экономики, почему в ближайшее время будут расти ставки по кредитам и почему нулевая инфляция ведет к кризису? Ответы на эти вопросы прозвучали на открытой лекции начальника экономического управления Сибирского ГУ Банка России Евгения Хацкевича в ИЭМ.
Главный экономист Сибири – так представили лектора перед началом его выступления. Высокое звание эксперт получил неслучайно: экономическое управление, которое он возглавляет, генерирует предложения по размеру ключевой ставки для Совета директоров Банка России, исходя из ситуации в экономики Сибири.
- В какой бы сфере экономики вы ни работали – реальный это или финансовый сектор - на любой из них денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России оказывает влияние, - начал выступление Евгений Хацкевич. — Это как атмосферное давление: можно про него ничего не знать, но изменения погоды во многом зависят именно от него.
Что такое денежно-кредитная (или монетарная) политика? Это политика воздействия Центрального банка (Банка России) на денежную сферу, чтобы управлять совокупным спросом и повышать благосостояние общества и граждан. ДКП - часть огромной системы экономической политики государства.
- Миссия Банка России чрезвычайно важна, мы пошли по созданию мегарегулятора финансового рынка. Банк России отвечает за весь финансовый сектор экономики, в отличие от большого количества стран, где центральный банк выступает регулятором лишь банковского сектора, - подчеркнул Евгений Хацкевич.
Банк России обеспечивает макроэкономическую стабильность в экономике с помощью своей денежно-кредитной политики. Как он это делает?
• Руководствуется системой трех целей: конечная, операционные цели и трансмиссионный механизм (БР не раздает директивы участникам рынка, например, какие проекты финансировать, но своими решениями влияет на поведение участников рынка).
• Руководствуется принципом невозможности достижения сразу трех «китов» экономической триады: свобода движения капитала, фиксированный курс и независимая денежно-кредитная политика. Каждая страна выбирает для себя определенный приоритет и чем-то жертвует.
Какие механизмы регулирования применялись в истории разных стран?
Управление денежной массой.
Пример – период Великой депрессии в Америке в 1930-е годы. Кризис приобрел глобальный мировой характер. Накануне кризиса несколько лет падал спрос на деньги в экономике. Была выдвинута гипотеза: давайте следить за денежной массой и не допускать ее падения.
- Денежная масса плохо поддается оценке и управлению, - рассказывает Хацкевич. — Это огромный океан. Как управлять уровнем воды в океане, чтобы повысить или понизить ее уровень? Из-за эффекта масштаба ситуация инерционная и малоуправляемая. Основной инструмент у центрального банка – ключевая ставка. В США в 1980-х с ней экспериментировали, она очень гуляла – большой разбег показателей. Для экономики это был шок, ничего хорошего не получилось – в США был страшный период стагфляции.
Валютное таргетирование.
Экономика привязывает свою валюту к какой-то свободно конвертируемой (например, к доллару): жестко фиксируется курс или задается предел колебаний. До сих пор звучат мнения, что для России это отличное решение. Но история не знает ни одного удачного примера такой политики. Лишь на короткий промежуток, когда страна пытается выбраться из ямы, прием позволяет быстро стабилизировать финансы и успокоить валютных спекулянтов. В России так было в 1998 году, когда на короткое время был введен валютный коридор. Это позволило выбраться из кризиса к началу 2000-х. А к 2008 году в России случился очередной финансовый кризис, и рубль вышел из установленных «ограждений», перейдя на новые значения.
Успешное решение, чтобы экономические кризисы были не страшны - инфляционное таргетирование. При таком подходе для Центрального банка не имеют значения ни параметры денежной массы, ни курс национальной валюты. В центре внимания - уровень инфляции в стране.
Именно Центральный банк страны (сегодня эту стратегию выбирают большинство стран мира, а впервые применила Новая Зеландия) обозначает обществу публичную цель по инфляции. При этом Центробанк взаимодействует с обществом, публикует аналитические данные, прогнозы. Решения по ключевой ставке принимаются так, чтобы уровень ставок по кредитам был таким, чтобы инфляция двигалась в нужном направлении и по нужной траектории.
Россия перешла к политике инфляционного таргетирования в 2014 году.
Преимущества инфляционного таргетирования:
1. Не смотрим на дела соседа, но думаем, как строить свою экономику и политику.
2. Значительные инфляционные колебания бьют по товарам первой необходимости, а значит – по незащищенным группам населения. Снижение инфляционных колебаний дает определенность для бизнеса, повышает горизонты планирования и принятий решений.
3. В отличие от предыдущих схем, при политике инфляционного таргетирования ЦБ может достичь любого уровня инфляции в стране, используя свои механизмы – система процентных ставок, ключевая ставка и другие.
- Не всем понятно инфляционное таргетирование, - отмечает Евгений Хацкевич. - Звучит критика, нам призывают быстро снизить ключевую ставку, чтобы стали доступными кредиты, бизнес стал бы активно развиваться. Но так не работает. В 2000-е ключевая ставка (тогда называлась ставка рефинансирования) почти ни на что не влияла. Инфляция была 10% годовых, а ставка – 6%. Банки ее в расчет не принимали, кредиты бизнесу выдавались под 15-20%. Если ставка не управляет инфляцией, она мало кого интересует.
Еще один призыв – давайте повысим курс рубля. Населению хочется выезжать в другие страны, нести меньше затрат. Попытки укрепить курс приводят к тому, что для населения это хорошо, но для экономики плохо: у бизнеса снижается конкурентоспособность на внешнем рынке, экспорт снижается. Если мы фиксируем курс, то валютные резервы быстро истощаются, а дальше - кризис и обвал.
Сегодня цель по инфляции у России - 4%. Нет универсального значения уровня инфляции для разных стран: каждая страна определяет свою цель. Развитые страны целятся в 2%, развивающиеся – от 2,5 до 5%.
- Нигде и никогда нет цели иметь нулевую инфляцию, - подчеркивает лектор. – Это означает, что часть товаров начнет дешеветь. Это приятно для покупателя, но производитель начнет терпеть убытки и идет к банкротству. Ни одна страна не хочет нулевой инфляции, на этой черте часть бизнеса умирает, теряется способность производить определенные группы товаров, и все это ведет к большим издержкам и кризису.
Главный экономист Сибири – так представили лектора перед началом его выступления. Высокое звание эксперт получил неслучайно: экономическое управление, которое он возглавляет, генерирует предложения по размеру ключевой ставки для Совета директоров Банка России, исходя из ситуации в экономики Сибири.
- В какой бы сфере экономики вы ни работали – реальный это или финансовый сектор - на любой из них денежно-кредитная политика (ДКП) Банка России оказывает влияние, - начал выступление Евгений Хацкевич. — Это как атмосферное давление: можно про него ничего не знать, но изменения погоды во многом зависят именно от него.
Что такое денежно-кредитная (или монетарная) политика? Это политика воздействия Центрального банка (Банка России) на денежную сферу, чтобы управлять совокупным спросом и повышать благосостояние общества и граждан. ДКП - часть огромной системы экономической политики государства.
- Миссия Банка России чрезвычайно важна, мы пошли по созданию мегарегулятора финансового рынка. Банк России отвечает за весь финансовый сектор экономики, в отличие от большого количества стран, где центральный банк выступает регулятором лишь банковского сектора, - подчеркнул Евгений Хацкевич.
Банк России обеспечивает макроэкономическую стабильность в экономике с помощью своей денежно-кредитной политики. Как он это делает?
• Руководствуется системой трех целей: конечная, операционные цели и трансмиссионный механизм (БР не раздает директивы участникам рынка, например, какие проекты финансировать, но своими решениями влияет на поведение участников рынка).
• Руководствуется принципом невозможности достижения сразу трех «китов» экономической триады: свобода движения капитала, фиксированный курс и независимая денежно-кредитная политика. Каждая страна выбирает для себя определенный приоритет и чем-то жертвует.
Какие механизмы регулирования применялись в истории разных стран?
Управление денежной массой.
Пример – период Великой депрессии в Америке в 1930-е годы. Кризис приобрел глобальный мировой характер. Накануне кризиса несколько лет падал спрос на деньги в экономике. Была выдвинута гипотеза: давайте следить за денежной массой и не допускать ее падения.
- Денежная масса плохо поддается оценке и управлению, - рассказывает Хацкевич. — Это огромный океан. Как управлять уровнем воды в океане, чтобы повысить или понизить ее уровень? Из-за эффекта масштаба ситуация инерционная и малоуправляемая. Основной инструмент у центрального банка – ключевая ставка. В США в 1980-х с ней экспериментировали, она очень гуляла – большой разбег показателей. Для экономики это был шок, ничего хорошего не получилось – в США был страшный период стагфляции.
Валютное таргетирование.
Экономика привязывает свою валюту к какой-то свободно конвертируемой (например, к доллару): жестко фиксируется курс или задается предел колебаний. До сих пор звучат мнения, что для России это отличное решение. Но история не знает ни одного удачного примера такой политики. Лишь на короткий промежуток, когда страна пытается выбраться из ямы, прием позволяет быстро стабилизировать финансы и успокоить валютных спекулянтов. В России так было в 1998 году, когда на короткое время был введен валютный коридор. Это позволило выбраться из кризиса к началу 2000-х. А к 2008 году в России случился очередной финансовый кризис, и рубль вышел из установленных «ограждений», перейдя на новые значения.
Успешное решение, чтобы экономические кризисы были не страшны - инфляционное таргетирование. При таком подходе для Центрального банка не имеют значения ни параметры денежной массы, ни курс национальной валюты. В центре внимания - уровень инфляции в стране.
Именно Центральный банк страны (сегодня эту стратегию выбирают большинство стран мира, а впервые применила Новая Зеландия) обозначает обществу публичную цель по инфляции. При этом Центробанк взаимодействует с обществом, публикует аналитические данные, прогнозы. Решения по ключевой ставке принимаются так, чтобы уровень ставок по кредитам был таким, чтобы инфляция двигалась в нужном направлении и по нужной траектории.
Россия перешла к политике инфляционного таргетирования в 2014 году.
Преимущества инфляционного таргетирования:
1. Не смотрим на дела соседа, но думаем, как строить свою экономику и политику.
2. Значительные инфляционные колебания бьют по товарам первой необходимости, а значит – по незащищенным группам населения. Снижение инфляционных колебаний дает определенность для бизнеса, повышает горизонты планирования и принятий решений.
3. В отличие от предыдущих схем, при политике инфляционного таргетирования ЦБ может достичь любого уровня инфляции в стране, используя свои механизмы – система процентных ставок, ключевая ставка и другие.
- Не всем понятно инфляционное таргетирование, - отмечает Евгений Хацкевич. - Звучит критика, нам призывают быстро снизить ключевую ставку, чтобы стали доступными кредиты, бизнес стал бы активно развиваться. Но так не работает. В 2000-е ключевая ставка (тогда называлась ставка рефинансирования) почти ни на что не влияла. Инфляция была 10% годовых, а ставка – 6%. Банки ее в расчет не принимали, кредиты бизнесу выдавались под 15-20%. Если ставка не управляет инфляцией, она мало кого интересует.
Еще один призыв – давайте повысим курс рубля. Населению хочется выезжать в другие страны, нести меньше затрат. Попытки укрепить курс приводят к тому, что для населения это хорошо, но для экономики плохо: у бизнеса снижается конкурентоспособность на внешнем рынке, экспорт снижается. Если мы фиксируем курс, то валютные резервы быстро истощаются, а дальше - кризис и обвал.
Сегодня цель по инфляции у России - 4%. Нет универсального значения уровня инфляции для разных стран: каждая страна определяет свою цель. Развитые страны целятся в 2%, развивающиеся – от 2,5 до 5%.
- Нигде и никогда нет цели иметь нулевую инфляцию, - подчеркивает лектор. – Это означает, что часть товаров начнет дешеветь. Это приятно для покупателя, но производитель начнет терпеть убытки и идет к банкротству. Ни одна страна не хочет нулевой инфляции, на этой черте часть бизнеса умирает, теряется способность производить определенные группы товаров, и все это ведет к большим издержкам и кризису.