
Эксперт ИЭМ ТГУ — о премии Нобеля по экономике в 2025 году
13 октября объявлены имена лауреатов премии памяти Альфреда Нобеля по экономике 2025 года. Премия присуждена Джоэлю Мокиру, Филиппу Агийону и Питеру Ховитту «за объяснение инновационного экономического роста». Что означает эта формулировка Нобелевского комитета? Объясняет Екатерина Соболева, доцент кафедры экономики ИЭМ ТГУ:
— Эта премия назначена за, пожалуй, вечный вопрос экономической науки: как государство богатеет и чем живет. Заглянув в учебники по макроэкономике, мы найдем разные модели, построенные в попытке объяснить природу экономического роста. Первые модели (Харрода-Домара, Солоу-Свана) предполагали, что факторы роста (норма сбережений, технологический прогресс) заданы экзогенно, то есть извне экономической системы. Но это не устраивало экономистов, поскольку понятно: эти факторы меняются под влиянием решений экономических субъектов.
Нужно было найти факторы, которые обусловили бы рост экономики внутренними процессами. Так возникла теория, утверждающая, что двигателем экономического развития являются не внешние импульсы, а инновации и знания, создаваемые самой системой.
Агийон и Ховитт еще в начале 90-х годов предложили модель «созидательного разрушения»: эта идея стала основой новой эндогенной теории роста. Суть теории — в том, что при появлении новых технологий происходит отказ от старых. И таким образом инновационная деятельность порождает разнонаправленные эффекты. С одной стороны, инновации позволяют производить конечный продукт более эффективно, чем ранее. С другой стороны, монопольная рента, возникшая в результате патентной защиты инноваций, будет разрушена следующим витком инновационной активности. Поэтому фирмы могут не спешить с выводом новых изобретений на рынок.
Дж. Мокир же, исследуя бурное экономическое развитие Европы в период от Великих географических открытий до эпохи Просвещения, показал: кроме всего прочего, это было время стремительного накопления и распространения знаний. Интеллектуалы Европы конкурировали за покровительство власть имущих, предлагая оригинальные идеи, объясняющие устройство мира. И, что особенно важно, сформировались институциональные рамки, способствующие распространению знания: оно вышло за пределы академического круга и перетекло в сферу производства, где предприниматели восприняли его и оценили как способ побеждать конкурентов. Эти процессы позволили Европе в то время сделать гигантский экономический рывок и обогнать Китай и арабские страны.
Мы можем извлечь ценные уроки из этих исследований: когда общество поощряет распространение нового знания, создает институциональные рамки для свободного обмена идеями, их критики и экспертизы, то это превратится в экономический рост и повышение благосостояния нации.
Надо отметить, что за исследования экономического роста «Нобелевка» уже вручалась: в 1971 году ее получил Саймон Кузнец «за эмпирически обоснованное толкование экономического роста», а в 2018-м — Пол Ромер «за интеграцию технологических инноваций в долгосрочный макроэкономический анализ».