
Эксперт рассказал магистрантам ИЭМ, почему "Сбер" поддерживает зеленую экономику
Заместитель управляющего Томским отделением ПАО Сбербанк Иван Артёмов выступил перед магистрантами ИЭМ в Zoom с лекцией на тему «Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие. Стратегия ESG в Сбере». Выступление вызвало большой интерес и активную дискуссию.
Сегодня все больше инвесторов при принятии решений о вложениях в ту или иную компанию учитывают ее влияние на экологию. Бурный рост ответственного инвестирования вынуждает российские корпорации следовать мировым тенденциям. Поэтому стратегия ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление) – набирает популярность.
Иван Артемов отметил, что, хотя компания еще в начале пути ESG – трансформации, это одна из первых компаний в стране, которая поднимает эту тему.
- Сбер – это целая система, мы видим свою миссию не только в бэнкинге, но и в других видах бизнеса. Мы воспринимаемся как трансформатор, который может менять свои подходы к финансированию и таким образом привносить элементы ESG-повестки в окружение и общество, - отметил Иван Артёмов.
По его словам, в нашей стране не хватает «правильных инвестиций», которые можно направить в русло зеленой экономики. В то же время, например, на NASDAQ представлены множество компаний зеленой экономики – можно посмотреть, насколько быстрее они растут, чем компании традиционной экономики. «Зеленое финансирование» может не приносить быстрой отдачи сейчас, но в долгосрочной перспективе это выгодно. Пока в стране нет четко сформулированной стратегии, но мы сами в том числе можем формировать эту повестку.
- Что происходит в Европе? Deutsche Bank взял на себя обязательство удвоить зеленое финансирование, планирует выпуск первых зеленых облигаций. Кредитная политика Великобритании – снизить до нуля выбросы парниковых газов к 2050 году. Швейцария планирует направить не менее 300 миллиардов на возобновляемые источники энергии и зеленые облигации. Citigroup намеревается прекратить оказание услуги компаниям, добывающим каменный уголь. Если говорить о зеленых проектах для России – здесь нужен более широкий подход, чем это принято в странах Европы – здесь нужно вести речь об энергосбережении и обновлении инфраструктуры, - подчеркнул Иван Артёмов.
Эксперт рассказал, какие коммерческие «зеленые» проекты Сбер реализует в России и на территории Томской области.
- Любимое выражение у нас в банке – «Каменный век закончился не потому, что закончились камни, а потому, что эра углеводородов подошла к концу». Об этом говорят и эксперты. Нас ждет перспектива изменений, а экологическая повестка будет только усиливаться. Все это создало предпосылки к тому, что мы внутри банка приняли стратегию ESG, и Томск не исключение. Мы финансируем газовые котельные в Асино, это более современная и экологичная составляющая для выработки энергии, ведем переговоры с областным правительством, чтобы финансировать мусоросортировочные комплексы, у нас уже есть первый такой проект в московском регионе. Также мы начинаем активно пропагандировать экологические проекты наших сотрудников.
Магистранты активно задавали спикеру вопросы:
– Все таки «Сбер» – компания B2C, она коллаборирует с клиентами, есть ли у вас технологии взаимодействия, чтобы стимулировать клиентов? Например, «Возьми у нас золотую карту, а мы посадим дерево», и т д? – поинтересовался Иван.
- У нас точно есть примеры такого взаимодействия. 8 лет назад запустилась карта совместно с благотворительным фондом «Подари жизнь», когда весь кэшбэк шел фонду. Сейчас создаем лендинг банка, который рассказывает про топовые социальные проекты, с помощью нее мы можем пригласить различные волонтерские организации или бизнес-партнеров в них поучаствовать – деньгами, людским ресурсом, предложить площадку. Из того, что нам хочется реализовать на территории Сибири – это уникальные эко-пространства, - отметил спикер.
Следующий вопрос от студентов касался возникновения идей для социальных проектов:
– Они формируются внутри компании, или к вам обращаются с просьбой поддержать проект?
- В первую очередь идеи идут от сотрудников, но они тоже часто получают импульс от каких-то сообществ. Например, на территории Томска мы собираем денежные кубы для фонда Алёны Петровой, - сообщил Иван Артемов.
- Как реализуется проект Сбербанка «Мир без бумаги»? – поинтересовались слушатели.
- Мы одни из первых работодателей, кто отказался от бумажных трудовых книжек. В масштабах Сбербанка это большая экономия. Также у нас с контрагентами безбумажный документооборот. Это не всегда нравится нашим клиентам, приходится вести долгие переговорные процессы. Но постепенно процесс идет, и каждый год мы подводим итоги в спасенных деревьях, - резюмировал эксперт.
Разговор продолжался и за рамками темы: студентов интересовало изменение бизнес-модели компании, взаимоотношения с клиентами, стратегические приоритеты развития.
Для справки: лекция состоялась в Zoom в рамках дисциплины «Социальная ответственность и нефинансовая отчетность компаний» для магистрантов направления «Менеджмент». Отметим, что ИЭМ активно сотрудничает с партнерами - лидерами отрасли - и привлекает их не только к лекционному процессу, но и к формированию образовательных программ.
Сегодня все больше инвесторов при принятии решений о вложениях в ту или иную компанию учитывают ее влияние на экологию. Бурный рост ответственного инвестирования вынуждает российские корпорации следовать мировым тенденциям. Поэтому стратегия ESG (англ. environmental – экология, social – социальное развитие, governance – корпоративное управление) – набирает популярность.
Иван Артемов отметил, что, хотя компания еще в начале пути ESG – трансформации, это одна из первых компаний в стране, которая поднимает эту тему.
- Сбер – это целая система, мы видим свою миссию не только в бэнкинге, но и в других видах бизнеса. Мы воспринимаемся как трансформатор, который может менять свои подходы к финансированию и таким образом привносить элементы ESG-повестки в окружение и общество, - отметил Иван Артёмов.
По его словам, в нашей стране не хватает «правильных инвестиций», которые можно направить в русло зеленой экономики. В то же время, например, на NASDAQ представлены множество компаний зеленой экономики – можно посмотреть, насколько быстрее они растут, чем компании традиционной экономики. «Зеленое финансирование» может не приносить быстрой отдачи сейчас, но в долгосрочной перспективе это выгодно. Пока в стране нет четко сформулированной стратегии, но мы сами в том числе можем формировать эту повестку.
- Что происходит в Европе? Deutsche Bank взял на себя обязательство удвоить зеленое финансирование, планирует выпуск первых зеленых облигаций. Кредитная политика Великобритании – снизить до нуля выбросы парниковых газов к 2050 году. Швейцария планирует направить не менее 300 миллиардов на возобновляемые источники энергии и зеленые облигации. Citigroup намеревается прекратить оказание услуги компаниям, добывающим каменный уголь. Если говорить о зеленых проектах для России – здесь нужен более широкий подход, чем это принято в странах Европы – здесь нужно вести речь об энергосбережении и обновлении инфраструктуры, - подчеркнул Иван Артёмов.
Эксперт рассказал, какие коммерческие «зеленые» проекты Сбер реализует в России и на территории Томской области.
- Любимое выражение у нас в банке – «Каменный век закончился не потому, что закончились камни, а потому, что эра углеводородов подошла к концу». Об этом говорят и эксперты. Нас ждет перспектива изменений, а экологическая повестка будет только усиливаться. Все это создало предпосылки к тому, что мы внутри банка приняли стратегию ESG, и Томск не исключение. Мы финансируем газовые котельные в Асино, это более современная и экологичная составляющая для выработки энергии, ведем переговоры с областным правительством, чтобы финансировать мусоросортировочные комплексы, у нас уже есть первый такой проект в московском регионе. Также мы начинаем активно пропагандировать экологические проекты наших сотрудников.
Магистранты активно задавали спикеру вопросы:
– Все таки «Сбер» – компания B2C, она коллаборирует с клиентами, есть ли у вас технологии взаимодействия, чтобы стимулировать клиентов? Например, «Возьми у нас золотую карту, а мы посадим дерево», и т д? – поинтересовался Иван.
- У нас точно есть примеры такого взаимодействия. 8 лет назад запустилась карта совместно с благотворительным фондом «Подари жизнь», когда весь кэшбэк шел фонду. Сейчас создаем лендинг банка, который рассказывает про топовые социальные проекты, с помощью нее мы можем пригласить различные волонтерские организации или бизнес-партнеров в них поучаствовать – деньгами, людским ресурсом, предложить площадку. Из того, что нам хочется реализовать на территории Сибири – это уникальные эко-пространства, - отметил спикер.
Следующий вопрос от студентов касался возникновения идей для социальных проектов:
– Они формируются внутри компании, или к вам обращаются с просьбой поддержать проект?
- В первую очередь идеи идут от сотрудников, но они тоже часто получают импульс от каких-то сообществ. Например, на территории Томска мы собираем денежные кубы для фонда Алёны Петровой, - сообщил Иван Артемов.
- Как реализуется проект Сбербанка «Мир без бумаги»? – поинтересовались слушатели.
- Мы одни из первых работодателей, кто отказался от бумажных трудовых книжек. В масштабах Сбербанка это большая экономия. Также у нас с контрагентами безбумажный документооборот. Это не всегда нравится нашим клиентам, приходится вести долгие переговорные процессы. Но постепенно процесс идет, и каждый год мы подводим итоги в спасенных деревьях, - резюмировал эксперт.
Разговор продолжался и за рамками темы: студентов интересовало изменение бизнес-модели компании, взаимоотношения с клиентами, стратегические приоритеты развития.
Для справки: лекция состоялась в Zoom в рамках дисциплины «Социальная ответственность и нефинансовая отчетность компаний» для магистрантов направления «Менеджмент». Отметим, что ИЭМ активно сотрудничает с партнерами - лидерами отрасли - и привлекает их не только к лекционному процессу, но и к формированию образовательных программ.