Эксперт: "Выиграет тот менеджер, кто знает, как использовать Big Data"

- Студенты, готовящиеся стать менеджерами, должны ориентироваться на получение особенных навыков, - рассказал в рамках открытой лекции, прошедшей в ИЭМ, профессор института информационных технологий (Индия) Вайш Абишек. – Ведь они готовятся к конкуренции с теми, кто сегодня занимает ключевые позиции в управлении компаниями. Почему и как Big Data будут влиять на успешность управленцев - в нашем материале.

Какими навыками должен обладать менеджер будущего? Каковы его основные задачи?

Сегодня весь мир существует в парадигме Big Data (объемы самых разных данных стремительно растут), постоянно и стремительно меняющихся информационных и технологических процессов. Поэтому знания, полученные в вузе, сами по себе не дают никакого конкурентного преимущества. Преимущество дают особенные компетенции: динамичность, умение ставить задачи, моделировать и обрабатывать данные, на этой основе предсказывать будущие процессы и  находить успешные решения. Таким образом, менеджер должен обладать не просто знаниями, но и компетентно и творчески их применять.

В нашем институте мы готовим большое количество инженеров, компетентных в современных информационных технологиях, - говорит Вайш Абишек. – Но мало понимать - важно управлять. И это задача менеджера. Вы как менеджеры – драйверы фирмы: успешен менеджер – успешна организация; если же менеджер растерян и дезориентирован в современном динамичном мире, это катастрофа для бизнеса и его крах.

Индийский профессор привел в пример компанию Nokia, которая еще не так давно была абсолютным лидером на рынке современных телекоммуникаций, но не сумела удержать позиции. Если нет постоянного анализа данных, развития и прогнозов, позиции на современном глобальном рынке удержать невозможно. Конкуренты Nokia также реализовывали и агрессивные маркетинговые стратегии. Итог: чтобы выжить, нужны новые стратегии.

***

То, что самые разные данные сегодня могут быть собраны, вопросов не возникает. Главное – каким образом их использовать. А здесь уже менеджер переходит в пространство инноваций и новых творческих решений. Одна из задач – перевести современные процессы в high profit zone. То, что уже происходит в экономике, использовать для моделирования будущих процессов и их оптимизации.

К примеру, переработка мусора: его количество растет с невероятной скоростью. Значит, нужны решения и с точки зрения технологических инноваций, и с точки зрения выгоды для бизнеса. В скором времени проблемой станет переработка мобильных телефонов и смартфонов, в которых содержатся металлы, пластик – много всего. Как перерабатывать их с пользой для бизнеса, экологии и экономики в целом – задача менеджеров будущего.

Примеры высокотехнологичных, современных бизнесов, возможность существования которых появилась совсем недавно – Facebook (платформа, которая сама не генерирует контент, но является основным его распространителем), Uber (сервис такси, у которого есть только технологические и программные решения, но нет машин и водителей), Ali-baba (торговая площадка-генератор) и другие. Еще один пример – Amazon – самообучающаяся система, которая на основе ваших поисковых запросов, покупок и прочих действий (а все это связано как раз с Big Data – глобальными данными о вас) сделает предложения о новых товарах, книгах, которые вам должны понравиться… Сегодня происходит виртуализация многих сфер, в том числе и образования. Но сама по себе такая виртуализация бессмысленна: менеджеры должны организовывать это пространство (в том числе и образовательное), и делать это удобно, технологично, выгодно.

Перемены происходят слишком быстро, соответственно, постоянно должны меняться ваши навыки, вы должны находиться в постоянном процессе обучения – и это тоже компетенция менеджера будущего, - сказал в завершение Вайш Абишек.