
Интеграцию повестки устойчивого развития в систему образования обсудили в ИЭМ
В рамках международного форума «Тренды экономического и управленческого образования» состоялась панельная дискуссия «Образование для устойчивого развития: вызовы и возможности». Преподаватели ИЭМ и приглашенные спикеры (МГУ, СПбГУ, ВШЭ) обсудили один из непростых вопросов современного высшего образования.
- Вузы сегодня стоят перед новым вызовом: как меняться, сохраняя фундаментальность и ценность образования, одновременно интегрируя дискуссионную, политизированную и неоднозначную повестку устойчивого развития в образовательный процесс, - задала тон обсуждению директор ИЭМ Евгения Нехода.
Руководитель Центра управления устойчивым развитием Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Христофор Константиниди подчеркнул необходимость развития системы образования и подготовки кадров, способных решать задачи в области устойчивого развития в быстро меняющемся мире. Спикер выделил несколько основных моментов:
Актуальность. Тема устойчивого развития становится всё более значимой, особенно в связи с изменением климатических условий и введением углеродных регулирований.
Исторический контекст. До 2021 года устойчивое развитие в России было, в основном, инициативой крупных корпораций с ресурсами на социальные и экологические программы. После введения ЕС трансграничного углеродного регулирования в 2021 году вопрос конкурентоспособности национальной экономики стал более важным.
Национальная политика. На Санкт-Петербургском форуме Президент РФ Владимир Путин объявил курс на устойчивое развитие и переход к низкоуглеродной экономике, что остаётся доминирующим трендом.
Развитие нормативной и институциональной базы.
Интеграция в образовательные программы. Налицо растущая потребность в специалистах по устойчивому развитию, однако существующая система образования не всегда готова выпускать профессионалов, соответствующих этому запросу. Необходимость интеграции вопросов устойчивого развития в образовательные программы не ограничивается экономическими и управленческими специальностями, но должна охватывать и более широкий спектр образовательных инициатив, включая школы.
Роль научной базы. Научные исследования - важная часть процесса адаптации и внедрения устойчивого развития в национальную политику и практику.
Углеродное регулирование и климатические эксперименты. На Сахалине проводится климатический эксперимент, результаты которого должны быть использованы для масштабирования проектов устойчивого развития на национальном уровне.
Низкий уровень осведомленности. Несмотря на значимость темы, уровень осведомленности о вопросах устойчивого развития остается низким как среди обычных граждан, так и среди представителей бизнеса и государственных органов – от 10 до 20% населения.
_____________________
По мнению доцента кафедры стратегического и международного менеджмента, директора Центра корпоративной социальной ответственности Высшей школы менеджмента СПбГУ Юрия Благова, подход к интеграции проблематики устойчивого развития в основные образовательные программы должен быть системным. Это означает, что все дисциплины бизнеса, включая маркетинг, финансы и управление персоналом, должны учитывать аспекты ответственности и устойчивого развития в своей практике. Спикер выделил основные пункты проблематики.
Интеграция в дисциплины: проблематика устойчивого развития должна быть частью всех управленческих дисциплин. (Например, в маркетинге следует говорить о «ответственном маркетинге», в финансах — о «ответственных финансах», а в управлении персоналом — о «ответственном управлении персоналом»). Это требует изменений в учебных планах и подходах к обучению.
Обострение глобальных проблем. Устойчивое развитие не может рассматриваться отдельно от глобальных вызовов, таких как изменение климата, социальное неравенство и экономические кризисы. Эти проблемы требуют комплексного подхода и сотрудничества между различными дисциплинами.
Компетенции специалиста в области устойчивого развития:
-
Универсальные (важны для принятия решений в условиях неопределенности): системное и стратегическое мышление, этическое и упреждающее мышление, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность и пр.
-
Метакомпетенции (помогут адаптироваться к изменениям и принимать более сложные решения): способность интегрировать знания из разных областей и применять их к реальным ситуациям.
Образование. Важно, чтобы вузы разрабатывали программы в соответствии с принципами ESG. Например, курсы по устойчивому развитию, интегрированные в основные дисциплины, а не как отдельные модули.
Практическое применение. Компании должны внедрять новые подходы в свою практику. Это требует не только отдельного специалиста, но и вовлечения всех сотрудников в процесс формирования ответственной корпоративной культуры.
Переход к интеграции повестки ESG в бизнес и образование — не просто необходимость, но и возможность для создания более устойчивого и ответственного общества. Процесс требует совместных усилий всех участников, включая образовательные учреждения, компании и государственные структуры.
________________________________
Доцент Департамента стратегического и международного менеджмента, директор Центра управления устойчивым развитием компаний (ESG-центр) Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Анна Веселова считает, что университет – одна из ключевых элементов инфраструктуры ESG.
Интеграция. По ее мнению, при интеграции повестки устойчивого развития в образовательные программы необходимо использовать оба метода: внедрять и единую дисциплину (показывает, как вопросы устойчивого развития развиваются как система), и интегрировать в прочие предметы. Таким образом, студенты будут поступательно и системно погружаться в вопрос.
Компетенции. Обучение должно сосредоточиться на развитии универсальных компетенций - системное и стратегическое мышление, этическое мышление, готовность к сотрудничеству и пр. – то, что создает менеджеру конкурентные преимущества.
«Мы делали исследования, какие компетенции необходимы для такого специалиста, и одна из них – тренд-вотчинг – способность видеть опережающие тренды, которые есть на рынке и с точки зрения технологических процессов, и организационных изменений».
Отторжение. Видим, что есть отторжение при введении повестки в образовательный процесс – как со стороны преподавателей, так и студентов. Необходимо внутри вуза создавать культуру, которая понижает степень отторжения и повышает степень включения.
Разная роль в повестке у академических университетов и у бизнес-школ.
Методическая база. Требуется новая учебно-методическая база. Выпуск учебников очень важен для всего академического сообщества, кто реализует такие программы.
______________
Зав. кафедрой государственного и муниципального управления ИЭМ ТГУ Елена Фролова, руководитель образовательной программы «Устойчивое развитие территорий» вкратце рассказала о трансформации экономических агентов под влиянием объективных изменений во внешней среде, привела примеры нормативных документов по ESG-повестке, описание профессионального стандарта. А также рассказала о том, как ИЭМ адаптирует свои образовательные программы под актуальную повестку и рассказала о научных проектах ИЭМ в области устойчивого развития.
- Наше конкурентное преимущество – качество образования, - отметила она. - Большая часть дисциплин, которая имеет отношение к устойчивому развитию, интегрированы в образовательную программу и учебные курсы по программам бакалавриата и магистратуры. А также с 1 сентября 2024 года внедрена отдельная образовательная программа «Устойчивое развитие территорий».
.jpg)
В завершение встречи Христофор Константиниди презентовал учебник для бакалавров «Управление устойчивым развитием» (под ред. Х.А. Константиниди).
В учебнике содержится последовательное изложение основных вопросов, связанных с устойчивым развитием и ESG. Комплексно раскрыты теоретические и практические вопросы современной концепции устойчивого развития, экономики устойчивого развития, устойчивого развития бизнеса и ESG-трансформации организации, проектного управления в сфере устойчивого развития, глобальных вызовов и национальных моделей устойчивого развития. Предназначен для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление», для подготовки магистрантов по программе «Национальные модели устойчивого развития» направления «Экономика», а также слушателей курсов повышения квалификации, аспирантов, магистрантов и преподавателей дисциплин в области устойчивого развития и ESG, руководителей всех уровней предприятий и организаций различных отраслей и секторов экономики, инвесторов, а также специалистов в области государственного и муниципального управления.