Исследование экономистов ТГУ: где находят поддержку молодые бизнесмены

Ученые Института экономики и менеджмента ТГУ провели исследование, хотят ли молодые люди заниматься инновационной предпринимательской деятельностью и обращаются ли они в муниципальные центры поддержки предпринимательства. Результаты показали, что 45–46% молодых людей готовы заниматься бизнесом, но не инновационным, а традиционным. Муниципальные центры зачастую не являются востребованными у начинающих предпринимателей.

В исследовании приняли участие около 1 800 студентов-старшекурсников из Томска, Новосибирска и Уфы. Примерно 46% из них готовы организовать свой бизнес или уже имеют его. Эта деятельность привлекает их в основном возможностью иметь высокий доход и самостоятельностью, работой на себя.

Наиболее интересными для себя направлениями предпринимательской деятельности молодые люди считают традиционные виды услуг: торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, производство. И только 25% опрошенных готовы развивать бизнес, основанный на интеллектуальных технологиях.

Основные факторы, способные изменить мнение тех молодых людей, которые сегодня не готовы развивать интеллектуальный бизнес, связаны с наличием необходимых знаний и способностей, личных качеств, – говорит доцент Института экономики и менеджмента Светлана Мартынова. – Кроме того, начинающие бизнесмены нуждаются в юридических услугах, организационных, помощи в поисках контактов.

Большинство опрошенных не знали, что муниципальные центры поддержки предпринимательства предлагают услуги в том числе для начинающих бизнесменов. Только 10% участников исследования сказали, что слышали об этом. При этом востребованность таких услуг крайне низка: из опрошенных пользовались ими лишь 1,2% в Сибири и 2,5% на Урале .

Ученые разработали рекомендации, как муниципальные центры поддержки предпринимательства действительно сделать сервисными структурами для молодых предпринимателей. По мнению исследователей, в первую очередь нужно сформировать тот спектр услуг, который отвечает потребностям начинающих бизнесменов, и более активно информировать об этих возможностях по каналам коммуникации, популярным в молодежной среде.

Работа центров поддержки предпринимательства именно как сервисных структур должна идти в контакте с получателем услуги на всех этапах ее оказания, – говорит Светлана Мартынова. – Это целая технология: от выявления потребностей в услугах, ожиданий, связанных с их качеством, до оценки удовлетворенности услугой. Пока молодые предприниматели получают больше возможностей для развития от профессиональных сообществ и находятся вне системы государственной или муниципальной поддержки предпринимательства. 

Исследование было опубликовано в журнале Social Indicators Research, который индексируется в базе данных Scopus.