Круглый стол «Деловые СМИ о цифровой экономике»: люди по-прежнему едят обычную, а не цифровую морковку
Круглый стол «Деловые СМИ о цифровой экономике», организованный Томской Торгово-промышленной палатой, прошел на базе Института экономики и менеджмента ТГУ. В круглом столе приняли участие профессора института и ведущие томские журналисты, освещающие экономические темы. Интересна ли россиянам экономика? – задал тон дискуссии журналист Андрей Остров.
Мнения разошлись. Но сообщество оказалось единодушным в признании факта: и потребители контента, и редакции делают акцент на «быстрых» и «легкоусваиваемых» новостных материалах, глубокая аналитика, экономический анализ и экспертные оценки уходят с информационной арены. С одной стороны, это продиктовано форматом массовых СМИ и социальных сетей. С другой – отсутствием ресурсов на производство качественного экономического журналистского контента (ресурса как финансового, так и человеческого).
Сегодня двумя полюсами являются два типа журналистики: новостная (представленная по преимуществу в соцсетях) и аналитика (по преимуществу исчезнувшая), - отметил в своем выступлении завкафедрой оценки и управления собственностью ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов. - Цифровая экономика – реальность сегодняшнего дня, она связана с динамикой, и новостная, в том числе экономическая, журналистика тоже становится быстрой. У журналистов нет времени и других ресурсов, чтобы заняться качественным материалом.
Декан факультета журналистики ТГУ Илья Мясников призвал разделить две темы, которые в обсуждении вышли на первый план: тема цифровизации и тема функции и задачи журналистики в обществе нового типа. Появляются новые источники и носители информации, новые средства – цифровая экономика многое меняет, в том числе и в коммуникативном пространстве.
В какой-то момент люди начинают думать, что журналистика им что-то должна, но это не так – она ничего не должна. Кроме того, есть и более глубокие вопросы: настоящую аналитику не всем будет приятно услышать, не все люди готовы воспринимать специфическую экономическую информацию (и это вопрос общей экономической культуры в обществе), потянем ли мы (и потребители, и журналисты) качественную экономическую коммуникацию? Сама экономика очень меняется и по форме, и по содержанию. Но всегда остаются востребованными хорошие истории, способность рассказать то, что кому-то может быть неприятно, способность организовать качественную коммуникацию.
Хороший экономический аналитический текст, как правило, не соберет большую аудиторию, - отметила главный редактор «Томского обзора» Елена Фаткуллина. - Хотя эта аудитория и будет качественной, мы (а СМИ – это тоже предприятие, бизнес, который должен себя содержать) не сможем продать эту небольшую аудиторию рекламодателям. В итоге продается не качественная аудитория, а большие цифры, которые может обеспечить только новостной материал.
- Проблема в том, что и в самой экономике мало человека, - отметила завкафедрой стратегического менеджмента и маркетинга ИЭМ ТГУ Евгения Нехода. – В ней есть актор, потребитель, производитель, но человека там нет. Нужно взаимное движение. В том числе и в экономической журналистике нужно включать человека в темы, делать экономику живой и интересной.
Не нужно идеализировать цифровую экономику: основой любой экономики все же является товар, - напомнил Дмитрий Хлопцов. - Цифровая информация нужна для того, чтобы в итоге получить реальный товар, люди по-прежнему едят обычную, а не цифровую морковку. Стоит вести речь не о цифровизации экономики, а о цифровизации информации.
Подводя итог, председатель ТПП Аркадий Эксин еще раз подчеркнул, что какие бы современные процессы в экономике не происходили, первичным должен быть человек, все должно строиться вокруг него и быть ориентированным на него.
Этому конкурсу, который проводит ТПП среди журналистов, уже 10 лет, - резюмировал научный руководитель факультета журналистики ТГУ Юрий Ершов, - и подобные встречи – прекрасная и уникальная площадка для диалога бизнеса, журналистов и экспертов, позволяющая сверить ориентиры и обозначить проблемы.
В завершение круглого стола прошло награждение победителей регионального тура журналистского конкурса «Экономической награждение России», учрежденного Торгово-промышленной палатой России.