Новые вызовы VS традиции высшего образования: на базе ТГУ прошло заседание ФУМО по экономике и управлению
В рамках III Томского международного форума «Преобразование образования» прошло заседание Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по укрупнённой группе специальностей «Экономика и управление». ИЭМ ТГУ выступил соорганизатором круглого стола, посвященного осмыслению реформы образования (в частности, реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования), его фундаментальности, взаимодействию университетов и работодателей.
Третий год подряд Институт образования ТГУ при поддержке Минобрнауки РФ организует томский форум «Преобразование образования». В 2024 году мероприятие получило статус международного. Круглый стол с участием экспертов ФУМО – событие федерального масштаба, которое впервые прошло на базе ТГУ. Эксперты обсуждали глобальные вопросы, посвященные раннему выходу на рынок труда, профессиональному развитию, ожиданиям молодежи и ожиданиям работодателей.
Ключевыми вопросами для обсуждения стали:
-
Должно ли образование быть сосредоточено на разработке институциональных стандартов или уделять приоритетное внимание развитию человеческого потенциала?
-
Образование сталкивается с новыми вызовами, включая дефицит кадров, каковы сегодня требования работодателей к квалификации выпускников?
-
Исследования показывают, что студенты хотят начинать работать как можно раньше. Важно понять, хотят ли они работать только ради заработка или по профессии?
Для студентов 1-го курса ИЭМ направления «Экономика» в рамках дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» зампред Ассоциации участников финансового рынка «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка», ген. директор СПКФР, член Правления РСПП Диана Маштакеева провела мастер-класс, посвящённый карьере бухгалтера. Студенты узнали, как они могут продвигаться по карьерной лестнице, и какие позиции могут занимать после окончания 1–2 курсов.
– В связи с реформой высшего образования мы много говорим об изменении уровней образования, о том, что мы присваиваем – квалификацию или степень, как подключать работодателей к образовательному процессу. А что думают по этому поводу сами студенты? – поделилась впечатлениями от мероприятия директор ИЭМ Евгения Нехода. – Мне понравилось, что на площадках форума были представлены результаты исследований качества образования глазами студентов, их вовлеченности и ожиданиям. Круглый стол предваряла лекция известного российского психолога и педагога Александра Асмолова, и это было очень уместно. Эксперт подчеркнул важность того, чтобы в центре образования стоял человек, а не система. Это ставит новые вызовы перед образованием, требуя гибкости и адаптивности.
Да, университеты являются хранителями знаний, фундаментом и оплотом в подготовке высококвалицированных специалистов. При этом необходимо воспитать думающего человека, который способен не просто воспроизводить знания, а создавать новые, меняться сам и менять мир вокруг. В этой связи мне понравился тезис ученого секретаря ФУМО в области экономики и управления Ирины Георгиевны Телешовой, которая сказала: «Почему вы думаете, что мы готовим студентов под существующие рынки и запросы работодателей? Почему мы не говорим о том, что наши выпускники способны и должны менять рынки, создавать новые отрасли и создавать новые рабочие места?». Да, образование и высшая школа сегодня стоят перед новыми вызовами: дефицит и нехватка квалифицированных кадров, высокие требования работодателей, которые неохотно инвестируют в подготовку, а хотят готового специалиста… В то же время сохраняется ценность университетов, и многие работодатели бережно относятся к тому, что вузы сегодня делают. Наша задача – найти баланс между интересами всех участников – вузов, работодателей и студентов, государства и общества в целом.