Онлайн обучение раскрывает возможности по вовлечению предпринимателей в подготовку специалистов

28 апреля в онлайн-формате состоялась лекция-семинар по курсу «Стратегический маркетинг». Участниками стали студенты первого курса магистратуры направления «Менеджмент». Главными спикерами – Вадим Ширяев (член совета директоров Trout&Partners Global), Павел Дедков (начальник управления креатива и инноваций ООО «Евроторг», сеть магазинов «Евроопт», Беларусь), Александр Задорожный (основатель и владелец франшизы сети фотостудий «Три на четыре»). 24 участника встречи – студенты и бизнесмены – оказались, по сути, в равных условиях: бизнес предложил свои актуальные кейсы, студенты – возможные варианты решения поставленных задач.

- В новых условиях при переходе на онлайн обучение открываются новые возможность по вовлечению российских и международных предпринимателей, экспертов-практиков а образовательный процесс, стираются территориальные границы. В рамках реализации проекта мы отрабатываем различные форматы включения предпринимателей в проведение лекций, семинарских занятий, выстраиваем процесс взаимодействия с ними, основанный на основе сотворчества и взаимной заинтересованности, - отметила зам. директора ИЭМ, директор Центра предприниимательства Виктория Маковеева, открывая лекцию.

Формат общения позволил встретиться со специалистами из разных городов и стран – каждый из них в своем сегменте принадлежит к числу известных, эффективных и востребованных экспертов.

Этот проект стал очередным шагом по созданию Международного центра управления знаниевыми активами на базе ТГУ и Knowledge Associates. В течение полугода рабочая группа работала над пилотным проектом по созданию и внедрению знаниевого актива: технология системного и быстрого вовлечения, интеграции предпринимателей в образовательный процесс, что станет первым совместным продуктом Центра.

Ритейлер знает всё

Вадим Ширяев подтвердил, что многие решения становятся новыми, их приходится принимать оперативно исходя из ситуаций, и некоторых кейсов даже еще не было, когда лекция только планировалась. Он рассказал, что на минувшей неделе с партнерами провели интересный проект по построению сотрудничества между писателями, издательствами, книжными магазинами, библиотеками и читателями. Проект прошел в рамках празднования Всемирного дня книги и авторского права с участием онлайн свыше 400 человек с самых разных мест РФ. Всем необходимы новые решения по стратегии, маркетингу, сотрудничеству в новых сложившихся обстоятельствах.

Независимо от того, с чем связаны продажи, можно обозначить общие тренды или тезисы, справедливые для сегодняшнего состояния экономики:

  • Целью производителя или дистрибуции не являются продажи в магазинах! Несмотря на то, что некоторые производители до сих пор убеждены, что главная задача – продать товар магазину.

  • Одним из важнейших трендов является сокращение цепочек поставок (дезинтермедиация – устранение посредников из цепочки поставок). Всё больше поставщиков стремятся миновать канал распределения. Все могут взаимодействовать со всеми, уходят в прошлое традиционные каналы. Поставщик напрямую взаимодействует с покупателем, покупатели объединяются в группы.

  • Новейший тренд нынешней весны - мир переходит в онлайн. Омниканальность (взаимная интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему) становится необходимым условием выживания. Все участники процесса от производителя до потребителя должны войти в процесс сотворчества, где каждый будет получать свою выгоду.

Павел Дедков рассказал, что после того как стал работать в ритейле, понял, что весь маркетинг гораздо проще делается в самом ритейле, нежели в креативных агентствах, СМИ или на уровне производителя.

  • По большому счету, людям нет разницы, что они увидели в рекламе, находясь вне магазина. Когда они здесь и сейчас видят перед собой акцию и очевидную для себя выгоду, то забывают обо всём прочем, включается первобытный страх не потерять выгоду. А все бренды, которые потребитель видел раньше, забываются.

  • Если человек планировал купить что-то для своих базовых нужд, то продажа такого товара - не маркетинг. Маркетинг начинается там, где человека нужно убедить купить то, что не входило в его первоначальные планы. Именно у ритейлера есть максимальное количество инструментов для воздействия на покупательские решения здесь и сейчас.

  • Три основных принципа вовлечения. Первое - контроль: потребитель должен быть вовлечен в активность, игру с возможностью контролировать своё положение, получать обратную связь (сообщения, мейл, фишки, наклейки и пр.) – иначе теряется активность и заинтересованность. Второе – сам «вызов» должен быть интересен, человек должен почувствовать свою экспертность, значимость. Третье – награда (подарок, приз): как ни странно, это последнее по значимости звено, символ признания того, что человек смог, что ему улыбнулась удача – он может рассказать об этом в значимом сообществе. Награда должна играть социально значимую роль. Планируя любую акцию, необходимо использовать все три составляющих.

  • Сегодня основной центр знаний – ритейлер. У него собирается полная и самая разнообразная аналитика: распределение продаж определенных товаров по времени, по категориям покупателей и пр. Такой информацией не владеет ни производитель, ни поставщик, ни маркетинговое агентство… На основе анализа больших данных ритейлер может делать выводы и рекомендации в том числе для маркетологов (например, в какое время акция для определенного товара вовлечет максимальное количество целевой аудитории с наименьшими затратами; или: какой категории клиентов сделать определенную тематическую рассылку и пр.). Аналитика сегодня – самый важный маркетинговый инструмент, который позволяет просчитать любую креативную идею. Таким образом, аналитика и креатив должны идти в связке – это выгодно всем. А розницу теперь необходимо использовать не просто как канал продаж, а как партнера, обладающим инфраструктурой, аналитикой и информацией.

Интерактив, мозговой штурм и новые форматы

Александр Задорожный предложил рассмотреть конкретный бизнес: процесс его роста и развития. Сеть фотосалонов «Три на четыре» нашла свой особый формат и, соответственно, место на рынке. Фото на документы, которое нравится – основная концепция проекта, который сумел развиться до общероссийской сети, работающей по франшизе. Александр рассказал, каким образом сети салонов удалось перейти в более высокий ценовой сегмент, как через соцсети происходит вовлечение новых клиентов. Акцентом стал новый проект «Фоткивдом» (instagram.com/fotkivdom), запущенный несколько дней назад в сети Instagram и позволяющий команде работать дистанционно.

В формате мозгового штурма студенты предложили еще ряд возможных решений по дистанционной работе для проекта Александра: баллы за определенные активности и скидка в фотосалоне, когда в него можно будет прийти (отложенный спрос), обработка предоставленных клиентами фото, съемка дронами, цифровая живопись (обработка фото для подарка), составление альбома в подарок из предложенного инстаграма, персонифицированные чехлы эйр-подс, съемки по фейстайму, оцифровка домашних архивов. «Всё, что было предложено, уже либо работает как существующий чей-то бизнес, либо можно что-то «докрутить» в наших реалиях - я доволен!» – отметил Александр.

В завершение встречи Вадим Ширяев подчеркнул, что для него это не первый опыт отношений с ТГУ, но первый опыт онлайн-отношений. «Теперь возможно и практически любое международное сотрудничество, приглашение экспертов из других стран», - отметил он. Он также поблагодарил участников за то, что встреча получилась интерактивной: «Это супер-важно, именно так нас учат наши наставники из Кембриджа, из Шанхая – очень важна обратная связь!»

Прямая речь

- У меня осталось очень хорошее впечатление от этого онлайн-мероприятия, - делится магистрант ИЭМ Сергей Кусенок: Честно говоря, я ожидал более сухой встречи, а получилось просто здорово – и организация, и участники! Исходя из сферы моих интересов, я часто бываю на разного рода обучающих семинарах, мастер-классов известных экспертов. И сейчас атмосфера была совершенно точно не хуже – очень дружелюбно, интерактивно. Замечательно, что спикеры вовлекали аудиторию, контактировали с ней. Контакт с аудиторией был гораздо выше, чем у нас бывает с некоторыми преподавателями в формате лекционных встреч. Еще один удачный момент – геймификация процесса (решение кейсов в реальном времени, деление на группы, введение игровых моментов – мне как участнику было интересно). Три часа занятия пролетели незаметно! Что касается содержательной части, то я выписывал для себя некоторые тезисы, мне понравились приводимые примеры, картинки… Но все же есть такие серьезные вещи, например, наложение различных маркетинговых инструментов, которые требуют серьезного погружения в проект.

- Рассказывая что-то новой аудитории, ты учишься сам, - говорит Павел Дедков. - Обнаруживать новое в собственном же опыте, благодаря взаимодействию с внимательными студентами. Благо, технологически, удаленный формат уже позволяет приблизить динамику и ценность к живому общению. Вот почему так важно видеть и живые реакции на лицах студентов и участие в чате.

- Помню, как сам бывал пару раз на встречах внешних экспертов в своём вузе в студенчестве, - рассказывает Александр Задорожный. – Значение имело то, что я там услышал. Студенты - наше будущее, и чем более открыты будут вузы к внешней экспертизе полевых практиков, тем больше будут вдохновлены студенты на предпринимательство. Именно в открытом сотрудничестве и обмене знаниями между предпринимателями и молодежью могут коваться стоящие кадры и прорывные решения.

- Верю, что именно студенты сегодня - успешные предприниматели завтра, - отмечает Вадим Ширяев. - Знаю хорошо по себе: сам начал заниматься предпринимательством в 16 лет. Это наилучшее время для реализации себя и своих идей! Тем более сейчас, когда можно вести бизнес полностью онлайн. Поэтому считаю, что мы, бизнес-клуб предпринимателей GLINK как агрегатор лучшей практики ведущих экспертных сообществ, просто обязаны делиться этими знаниями и оперативно передавать их студентам. Самыми свежими решениями и кейсами, которые реализуются сегодня. Ведь именно студенты являются теми, кто может на их основе создать что-то новое, ценное для развития общества.

Справка:

Александр Задорожный. Основатель и владелец франшизы сети фотостудий «ТриНаЧетыре». Предприниматель, эксперт по персональному позиционированию. В бизнесе с 2011 года, развивал в Хабаровске сектор частных и корпоративных фотоуслуг, масштабнейшие образовательные проекты для фотографов Дальнего Востока. В Санкт-Петербурге основал фотостудию «ТриНаЧетыре» нового формата и расширяет её по РФ.

Павел Дедков. Начальник управления креатива и инноваций, ООО «Евроторг», сеть магазинов «Евроопт» (Беларусь). Обладатель более 50 профессиональных наград, среди которых первые места на КМФР и ММФР, а также Shortlist на «Cannes Lions 2008» и «Golden Creativty Award» на IPRA 2009. Многократно выступал экспертом жюри специализированных рекламных фестивалей и конкурсов в странах СНГ. Специфика его работ – малобюджетные акции. Ключевые клиенты: Coca-Cola, Fanta, Sprite, Bonaqua, Burn, Adidas, Dosia, Calgon, Gillete, Wrigley’s, Orbit, Velcom (1-й GSM оператор в Беларуси).

Вадим Ширяев. Член совета директоров Trout&Partners Global. Международный̆ бизнес-эксперт в области стратегии, управления знаниями и инноваций. Входит в ТОП-5 лучших маркетинговых экспертов России, начиная с 2004 года. Основатель Школы Позиционирования Джека Траута в России. Со-создатель экспертного сообщества GLINK. Магистр в области управления системой̆ дистрибуции (Global Supply Chain Management, США). Лекции и мастер-классы на российских и мировых конференциях, саммитах и круглых столах. Более чем 1000 мероприятий в 18 странах, включая KM UK (Лондон), Knowledge Summit (Мумбаи), KM Asia (Сингапур), GLINK (Банког), ICKE (Кейптаун), Creative Melbourne (Австралия) и т.д.