Ректор ТГУ: Подготовка предпринимателей как университетская задача
В российском контексте разговоры о предпринимательстве ведутся, как правило, вокруг вопросов о его правовых, финансовых и экономических условиях. Его профессионально-образовательный аспект обсуждается значительно реже, хотя его доля в успешности развития в России этой сферы деятельности не меньше, чем у трех выше обозначенных факторов. Именно это и побудило меня к участию в Гайдаровском форуме–2018 «Россия и мир: цели и ценности» в качестве модератора экспертной дискуссии на тему «Чему и как учить предпринимателя?».
Сразу замечу, что в тот же день, 16 января, на этом форуме проходила экспертная панель «Модель бизнес-школы для лидеров XXI века», целью которой являлся анализ преимуществ и недостатков независимых бизнес-школ. Наша же дискуссия была направлена на выявление позиции отечественного высшего профессионального образования в общей системе подготовки предпринимателей и тех конкретных задач, которые в связи с этим должны решать университеты.
В роли экспертов в данном случае выступили: президент «Деловой России», председатель Совета директоров Группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик; основатель и председатель Совета директоров компании «Дымов» Вадим Дымов; генеральный директор корпорации «Cotton Way» Александр Уткин; основатель «Statsbot.co» Михаил Меланьин; учредитель и президент «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко; совладелец холдинга «RESTart» Алексей Васильчук. Все эти люди своими жизненными историями являют примеры не только успешного предпринимательства, но и партнерства с образовательными структурами. Также в разговоре приняли участие ректор Университета ИТМО Владимир Васильев и ректор Московской школы управления «Сколково» Марат Атнашев, имеющие серьезный опыт в разработке и реализации соответствующих образовательных программ. Кроме того, в зале были ректоры многих ведущих, национальных исследовательских и опорных университетов.
В самом начале разговора я представил присутствующим некоторые цифры и тезисы:
– Как известно, в России доля ВВП, связанная с предпринимательством, составляет всего около 20%, в то время как в развитых странах – более 50%. То есть потенциал роста этой сферы у нас колоссален. В Евросоюзе из 62 млн рабочих мест около половины создано предпринимателями. Иными словами, переоценить роль данного сектора в экономике страны невозможно. При этом необходимо помнить минимум о трех типах предпринимательства: 1) в сфере бизнеса и экономики в целом (где одной из основных целей предпринимательства является получение прибыли); 2) в социальной сфере (главное – это социальная миссия); 3) в академической сфере (трансфер знаний в технологии).
Понимание истинного значения академического предпринимательства особенно возросло в последние 20 лет, когда влияние стартапов, созданных студентами и выпускниками ведущих вузов мира, например, Массачусетского технологического института и Стэнфордского университета, на экономику их стран стало очевидным для всех. И это при том, что по результатам многих зарубежных и отечественных исследований только 5% населения имеет врожденную склонность к предпринимательской деятельности, т.е. быстроту реакции, отсутствие страха казаться «белой вороной», креативность и т.д. В связи с важностью обозначенной проблематики, в Российской Федерации стартовал проект «Вузы как центры пространств инноваций». К 2020 году должно быть создано около 100 таких центров. Но при этом никто не знает наверняка, как они должны быть устроены. Для продуктивности диалога о том, «чему и как учить предпринимателя» в университетах, и помня, что за последние 250–300 лет произошла «эволюция» в понимании предпринимательства, важно сразу уточнить, ЧТО именно мы понимаем под этим в настоящее время.
Я предлагаю понимать предпринимательство как деятельность по поиску новых возможностей в условиях ограниченности ресурсов и высокой степени неопределенности, связанных с большими рисками. Или, как теперь говорят, в условиях VUCA-мира. Термин-аббревиатура VUCA (Volatility – изменчивость, Uncertainty – неопределенность, Complexity – сложность, Ambiguity – неоднозначность) довольно часто возникал в контексте всех дискуссионных панелей форума. Это понятие было введено американскими военными еще в конце 1990-х. В сферах же бизнеса и новых технологий оно стало популярным в конце первого десятилетия нашего века, которое журнал Time назвал на обложке одного из своих номеров «Декадой из Ада».
Сегодня концепт VUCA стал принадлежностью не только практики, но и теории менеджмента, и постепенно входит в дискурс многих социально-гуманитарных наук, включая психологию.
Итак, какими характеристиками должны обладать предприниматели в нашем изменчивом, с высокой степенью неопределенности, сверхсложном и неоднозначном мире, да еще и в условиях ограниченности ресурсов? Для того чтобы более четко очертить феноменологию обсуждаемого явления, я попросил экспертов назвать не более трех ключевых характеристик. Вот дайджест их мнений:
– «Безумие» как готовность делать нечто, что окружающим кажется недостаточно обоснованным; толерантность к собственным ошибкам и умение совершать их «вовремя»; интеллектуальная выносливость как умение быстро обрабатывать огромные потоки информации и находить в них самое важное (Алексей Репик)
– Внутреннее лидерство как убежденность в своей правоте и умение передавать ее другим людям, увлекая их за собой; а также наличие у предпринимателя ясных целей и ценностей, которыми он руководствуется в своей деятельности (Вадим Дымов)
– Способность воодушевить и повести за собой команду и заставить ее делать то, во что веришь ты сам; способность принимать решения и воплощать их в жизнь; способность мечтать и видеть через горизонты (Александр Уткин)
– Умение находить недооцененные идеи («только так можно создать надбавленную стоимость и выйти на рынок»); чувствительность к трендам («держать нос всегда по ветру»); способность все делать быстро («пока долго просчитываешь, возможность уходит») (Михаил Меланьин)
– Способность рисковать (аналог «безумию»); чувствительность, а не логичность и рациональность во всем; умение начинать сначала множество раз подряд (Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко)
– Наличие лидерских качеств; эмпативности («чувствовать своих партнеров и потребителей»); умения смотреть вперед и выходить «за рамки» («кубическое» мышление, при котором каждая решаемая проблема воспринимается не в плоскости, как квадрат, а объемно – как куб»); гибкость (Алексей Васильчук)
По результатам этого блиц-опроса экспертов и голосования в зале сразу же был просчитан и представлен рейтинг самых важных 10 характеристик предпринимателя.
В рейтинг вообще не вошло обладание какими-либо специальными умениями или, как теперь говорят, «скиллзами» (от англ. skills – умения), которые должны быть присущи именно предпринимателям в отличие от представителей других сфер профессиональной деятельности. И это было для меня как модератора данной дискуссии и руководителя, представляющего сферу высшего профессионального образования, самым неожиданным (если не парадоксальным). Действительно, ведь даже такие характеристики, как, например, стратегическое мышление и чувствительность к трендам, в идеале должны быть свойственны и государственным деятелям, и военным, и ученым, и преподавателям. По сути, уважаемые эксперты сделали акцент (а зал их поддержал) именно на личностных качествах успешного предпринимателя, а не на его сугубо деловых умениях и навыках.
Далее наш диалог развивался в сторону определения роли университетов в развитии обозначенной предпринимательской «профессиограммы». Здесь я хотел бы представить самые интересные, на мой взгляд, моменты этого диалога.
С точки зрения Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко – первого российского бизнесмена, дважды удостоенного национальной премии в области бизнеса «Персона года» за выдающийся вклад в развитие ресторанного бизнеса в России и имеющего много других престижных наград – есть два типа предпринимателей. Первый тип – «супер-герои», люди, которые могут почувствовать потребность населения в чем-то до того, как она осознана в обществе. Это таланты с врожденной способностью менять мир. Благодаря им, появились, например, биткоин и Uber.
Второй тип – это предприниматели-«технологи», умеющие находить нишу для какой-то услуги или товара. Они могут помочь реализовать мечту, но сами они мечту не создадут. И таких профессионалов можно подготовить. Что нужно сделать для них в университетах, так это уменьшить барьеры для начала бизнеса: упростить процедуру открытия стартапа, предоставить необходимую информацию и прочее.
По мнению Алексея Васильчука, автора более 50 успешных ресторанных проектов, университет, впрочем, как и специальные бизнес-школы, должен учить предпринимательству не только «по книжкам», но так, чтобы в процессе этой учебы «не пропала душа и ощущение, что ты должен делать свой бизнес для людей». Важно формировать в студентах ценностные качества, которые помогут им общаться с людьми – будущими партнерами и клиентами. Не навыки, не скиллзы, а именно личностные качества: принятие на себя ответственности, желание всегда идти до конца, коммуникабельность и так далее. К сожалению, сегодняшнее образование, включая высшее, слишком стандартизировано для этого. В ресторанный холдинг RESTart, совладельцем которого является Алексей, сотрудники выбираются именно за их личностные качества, поскольку специальным умениям можно всегда обучить в процессе работы. Хотя, конечно, общая образованность тоже важна, поскольку «знание высшей математики – это хорошо структурированный мозг».
Еще один эксперт – Михаил Меланьин, только в 2010 году окончивший МГТУ им. Баумана, но уже отмеченный национальным конкурсом «Предприниматель года» как самый успешный молодой предприниматель (со-основатель стартапа по разработке аналитического корпоративного бота Statsbot.co) – составил целый список того, чего не хватило ему в университете. В этом списке: «связь каждой кафедры с реальным бизнесом (чтобы у студентов были играющие тренеры)», «больше проектной работы», «возможность действительно хорошо выучить английский язык» и прочее. Тем не менее, самой важной задачей вуза он полагает «создание среды, формирующей у будущих предпринимателей зрелой позиции и ответственность за свой личностный выбор».
Алексей Репик, окончивший НИУ ВШЭ и открывший свою компанию «Р-Фарм» еще в 22-летнем возрасте, тоже считает, что высшее образование – это, прежде всего, «среда, в которой ты проводишь часть жизни, когда ты очень восприимчив ко всему и когда ты всё впитываешь, как губка». Главное, чему научила его Вышка, – это умению отвечать минимальным количеством ресурсов на серьезные вызовы (сдача экзаменов без особой подготовки); оптимизации огромных потоков информации и выстраиванию адекватных коммуникаций с разными людьми – преподавателями, студентами. Это универсальные навыки, нужные и в предпринимательстве. Они развиваются благодаря тому, что в университете функционирует неоднородная «проблемная» среда: каждый семестр – новые дисциплины, преподаватели, требования. Всё это создает новые проблемы и стрессы, лучше всего мобилизующие будущих предпринимателей.
Вадим Дымов, получивший первое высшее образование как военный связист, сообщил, что сейчас он учится в магистратуре исторического факультета МГУ. По его мнению, ничего особенного создавать в вузе не нужно. Нужна просто хорошая комфортная атмосфера обучения. Университет не создаст предпринимателя. Люди создают себя сами. Нужно предоставить им широту возможностей и показать ценность классического знания как «выжимки из всего лучшего». Задача университетов – готовить умных людей, которые помогут обществу находиться в гармоничном развитии. При этом университет должен быть многоликим. Видимо, именно такая позиция позволила Вадиму Дымову стать не только владельцем крупных мясных производств и колбасных заводов, но и сети книжных магазинов «Республика», где он иногда работает продавцом инкогнито; а также производства «Суздальская керамика»; быть совладельцем сети пивных ресторанов; создать свое издательство, заниматься мотоспортом и игрой на гитаре, думать об открытии сельскохозяйственного колледжа и мечтать спродюсировать фильм. Всё, за что берется Дымов, становится знаком отличного качества и эксклюзивности.
Александр Уткин, лидер нового в России рынка услуг по аренде и профессиональной обработке текстиля, а также мастер спорта международного класса по парашютному спорту, убежден, что предпринимателями рождаются, а не становятся. Задачу университетов он видит в том, чтобы «делать сложных людей». Сложный человек – это человек с критическим мышлением, сомневающийся, широко образованный. То есть знающий историю, философию, физику, математику, языки. Станет этот человек предпринимателем или чиновником – неважно. Важно, что критическая масса таких сложных людей и будет создавать особую среду, в которой предпринимателю будет комфортно и он будет ощущать свою нужность. Сегодня же предприниматель – это социально деформированная личность, живущая в агрессивной среде; это «гладиатор, идущий на смерть».
На мой вопрос, могут ли вузовские преподаватели, не имеющие опыта предпринимательской деятельности, выращивать предпринимателей, Александр Уткин уверенно ответил «да», поскольку «они воспитывают тех самых сложных людей, из которых потом получаются предприниматели».
Вступивший в нашу дискуссию ректор Московской школы управления «Сколково» Марат Атнашев, отметил, что несмотря на различия университетского и прикладного бизнес-образования, у лучших мировых бизнес-школ очень много общего с лучшими университетами. Первое – это создание особой среды, пронизанной настоящими познавательными интересами, доверием и ценностями, которые нужно отличать от вэлью (от англ. вalue – выгода). Второе – воспитание «живых» людей, способных осуществить свободный выбор. Третье – обеспечение для них широкого потока знаний («получать знания в хорошем университете – это как пить из брандспойта»). Марат признался, что тоже не верит в то, что «предпринимательству можно научить». Гораздо важнее, чтобы люди поняли, что такое развитие (линейное понятие) и что такое трансформация (нелинейное понятие), чтобы потом уметь развивать и трансформировать свой бизнес.
Ректор Университета ИТМО (Санкт-Петербург) Владимир Васильев, выступавший одним из последних, еще раз сформулировал задачи университетов, являющиеся универсальными для подготовки профессионалов в любой сфере: это генерация людей и генерация знаний. Люди, в том числе и будущие предприниматели, должны сами выбирать свои образовательные траектории, как и свои вузы, ориентируясь на их миссии, ценности и культурные коды. И быть ответственными за этот выбор.
В качестве итогов дискуссии мною были предложены следующие тезисы:
– Экономику страны в условиях VUCA-мира двигают вперед предприниматели-«герои», от рождения обладающие нужными для этого талантами. Им помогают «технологические» предприниматели. «Героев» – единицы, хороших «технологов» – ненамного больше. Всех вместе – не более 5% от общего количества людей.
– Задачи университетов – «выловить» эти 5% с помощью соответствующих фильтров и, погрузив их в особую ценностную и познавательную среду, подготовить их как «сложных» людей, обладающих критическим мышлением, широкими знаниями и желанием решать самые сложные проблемы. Именно «сложные люди» становятся лидерами во всех областях профессиональной деятельности, включая предпринимательскую.
– Формирование соответствующих личностных качеств будущих предпринимателей важнее, чем формирование конкретных навыков, поскольку последним можно достаточно быстро обучиться.
– Предприниматель, как и любой человек, должен иметь право на ошибку. К сожалению, традиционная университетская система не поощряет такое право. Она устроена по-другому, поэтому в нее должны быть внесены нужные изменения.
– Наши традиционные – патерналистские – ценности (преклонение перед авторитетами царя, отца, начальника, которые придут и всё решат) также не способствуют развитию предпринимательства как проявления инициативы и взятия на себя ответственности. Поэтому более-менее самостоятельный человек кажется уже «героем». «Героев» нужно всячески поощрять.
– Подготовка предпринимателей – задача многих государственных и независимых образовательных структур. Применительно к университетам просматриваются три уровня такой подготовки. Первый – создание в вузе общей среды (на факультетах, образовательных направлениях и т.д.), мотивирующей интерес студентов к предпринимательству как таковому и их выбор этого вида деятельности как будущей профессии. Второй – создание совместно с партнерскими бизнес-компаниями специальной среды для формирования у студентов собственно предпринимательских навыков. Третий – создание университетской экосистемы с масштабной предпринимательской инфраструктурой, включающей условия для построения реальных стартапов. Но для всего этого должна измениться система управления вузами. В нее должны входить наблюдательные Советы с участием предпринимателей, влияющих на разработку образовательных программ и помогающих их реализации.
Так прошел, по сути, первый, и надеюсь, не последний, публичный разговор на тему «Как и чему учить предпринимателя?». О том, как будет отвечать на этот вопрос наш Томский государственный университет, я расскажу в своем следующем блоге.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский
Ссылка на статью: http://www.tsu.ru/university/rector_page/podgotovka-predprinimateley-kak-universitetskaya-zadacha-chast-1/