Сенсей вместо лектора и раскладушка в кабинете: эксперт рассказал о специфике управления в японском вузе
Выпускник ТГУ, а ныне профессор токийского университета Сергей Кетов рассказал в новом корпусе ИЭМ об особенностях менеджмента в японском университете. В Японии есть понятие сенсей – это больше, чем преподаватель, это консультант по жизни, планам на жизнь. Те, кому исполнилось 50, имеют право стать такими сенсеями и проводить семинар жизненного опыта – это некая авторская программа, в рамках которой студентов готовят к жизни - как в профессиональном, так и в личном плане (покупка дома, создание семьи и тп). В Японии очень важен баланс, сочетание профессиональной и личной жизни. В нашем вузе проходит около 70 таких семинаров.
В японском университете эффективность сотрудников оценивают по нескольким критериям: образовательному (лекции, курирование студентов), научно-публикационному (журнал должен иметь impact-фактор не меньше 1) и участию в менеджменте, самоуправлении. В вузе действует 50 комитетов «на все случаи жизни», отражая все функции университета.
Я, например, занимаюсь закупкой специализированных журналов и книг для факультета, причем каждый раз мне нужно учесть пожелания коллег. За каждым комитетом стоит своя книжка-инструкция. Когда говорят, что в России много бюрократии, я начинаю сильно сомневаться – еженедельно я готовлю внушительную пачку отчетных документов, подробно отчитываюсь за каждую копейку. Один день в неделю называется «бумажным» - мы в четыре руки с коллегой с утра до вечера занимаемся писаниной, - говорит профессор.
В России много вопросов решаются по телефону. В Японии это исключено, кроме случаев форс-мажора:
Считается, что звонки отвлекают от дел, раздражают. Чтобы мне начальник позвонил по телефону должно случиться землетрясение! Все организуется посредством e-mail или бумаги. Каждый день я получаю около 20 почтовых сообщений, из которых составляю огромный календарь. При этом моя досягаемость – 24 в сутки, но я сам решаю, как распорядиться своим временем.
В связи с этим университет очень подвижный организм. Вы можете прийти в субботу или воскресенье – в нем будут студенты и преподаватели. Семинар в 22.00 – это нормально. Если не хочется уходить домой (или уже поздно) - у преподавателя есть раскладушка, в корпусе кухня и бассейн. Вы можете работать ночью вместо дня или вообще не приходить, но у вас есть дедлайн! А если выполните работу раньше – на вас посмотрят как на сумасшедшего. Ибо все должно быть вовремя. «Just in time» (точно в назначенное время) – характерная черта японского менеджмента.
Студенты, обучающиеся в японском университете, могут найти работу на ярмарках карьер, но это часто грустное зрелище – 300 человек на 5 мест в какую-нибудь Sony. Более эффективный способ – когда профессор, который вас знает, может вас «сосватать» какой-нибудь компании. Это работает гораздо лучше.
Система рекрутинга персонала в японском университете очень сложна. После получения PhD нельзя оставаться в своем университете. Каждый год идет замена всех деканов, поэтому многие из них успевают поработать в разных комитетах. Чтобы стать профессором, нужно пройти ряд ступеней – бакалавриат, PhD, ряд конкурсов. Там бывает около 100 человек на место.
Мне потребовалось 15 лет, чтобы получить постоянную позицию – я должен был доказать, что я существенно среднего уровня. Это такая high risk career, нужно иметь большое желание, чтобы идти до конца. Мне было очень трудно. Но если честно, трудно только первые 5 лет. Но потом привыкаешь, - улыбается Кетов.