Цифровая образовательная реальность: возможности, риски, перспективы. В ИЭМ начал работу методический семинар

В ИЭМ начала работу онлайн-конференция, посвященная цифровому образованию в сфере экономики. Новые методики, поиск новых решений, интеграция классических методов образования и современных цифровых технологий – все это обсуждают преподаватели трех сибирских вузов. Всероссийский научно-методический семинар «Совершенствование преподавания экономических дисциплин» проводится экономистами ТГУ (сегодня на базе ИЭМ) уже более 20 лет. В этом году в нем участвуют около двух десятков ученых Сибири. 

- Выражаю благодарность всем, кто проявил интерес к нашему семинару, - открыла пленарное заседание директор ИЭМ Евгения Нехода. – Мероприятие было запланировано еще в мае, и я рада, что оно собрало участников из разных вузов. Некоторые из присутствующих принимали участие в семинаре с самого основания - более 20 лет назад. На повестке у нас возможности, риски и ограничения, которые дает использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Первый доклад зав. кафедрой экономики Кузбасского государственного технического университета Евгений Жернов посвятил новому приему преподавания экономических дисциплин - сторителлингу. По мнению спикера, это один из инструментов гуманизации и очеловечивания процесса преподавания в условиях цифрового образования.

- Сам процесс цифровизации образования противоречив, - отметил Евгений Жернов. – Сейчас мы наблюдаем одновременное становление и формирование экономики знаний. В этом процессе есть два явления, которые противостоят друг другу: дегуманизация и гуманизация. И сторителлинг является инструментом развития именно гуманистической составляющей: как человеческое дополнение для образовательного процесса.

Спикер рассказал, что материалы-истории для занятий по экономическим дисциплинам можно брать как из личного опыта преподавателя, CМИ, а также из базы данных крупных вузов (в частности, иностранных - например, университет Хьюстона предлагает обширную базу таких «историй»).

Профессор кафедры стратегического менеджмента и маркетинга ИЭМ ТГУ Ольга Недоспасова тоже подчеркнула важность личного опыта и личной коммуникации преподавателя со студентами, в том числе в рамках цифровых платформ.

Директор Центра повышения квалификации и переподготовки НИ ТГУ Светлана Велединская рассказала о важных методологических моментах в связи с новыми форматами обучения.

- Ничего нового с точки зрения методологов образования пандемия не принесла, - отметила она в докладе, посвященном технологиям смешанного образования. – О нюансах цифрового образования говорили уже давно. Другой вопрос, когда нам пришлось окунуться в цифру с головой, многие моменты обострились и стали очевидны для всех участников. Главное - мы увидели, что университеты и вузовское образование в серьезном вызове. Масса параллельных образований возникли на волне цифры: онлайн-школы, курсы… Кто только ни заманивает сегодня нашего студента, предлагая продукты, позволяющие обучаться дома. Сегодняшняя наша задача – увидеть, чем должен быть университет будущего, чтобы противостоять основной угрозе.

Светлана Велединская также отметила, что передача знаний в синхроне малоэффективна. Вуз должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы новые образовательные технологии подключали самые разные возможности для обучения. Образовательный процесс перестает быть процессом традиционной передачи знания в виде лекций. «Передача знаний – только нижний уровень, - отметила она. – Мы должны научить делать выводы, решать кейсы. Закончилось время, когда мы даем билет, и нужно рассказать кусок лекции, которую студенту читали. Закрытый контент, который преподаватель копил годами, начинает конкурировать с открытым доступным контентом. Таким образом мы от передачи готовых знаний переходим к совместному построению процесса обучения».

По мнению спикера, формируется новое явление, которое эксперты сегодня пытаются осмыслять как цифровую дидактику, цифровую педагогику. Акцент смещается от передачи знаний к управлению тем, как студенты эти знания добывают - формируется модель смешанного обучения.

- Смешанное обучение – это не уход в дистантную форму, а модель, построенная на интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного (классно-урочного) и электронного обучения, предполагающая сокращение аудиторных занятий за счет переноса определенных видов учебной деятельности в электронную среду.

Российская нормативная база к этому подготовилась уже давно, введя понятие «контактные часы». По этому пути уже идут в ТГУ, выстраивая новые методические рекомендации. 

Конференция продлится до 23 октября. Присоединиться к трансляции и принять участие можно по ссылке

Программу семинара и список выступающих можно посмотреть в нашем анонсе.