В ИЭМ состоялся круглый стол, посвященный преподаванию дисциплины «Экономика» для неэкономистов

На базе ИЭМ прошел круглый стол «Актуализация дисциплины «Экономика», организаторами которого выступили Опорный методический центр проекта «ДНК России», Новосибирский госуниверситет экономики и управления «НИНХ» и Томский государственный университет. Участники обсудили концепцию, представленную НГУЭУ, высказали свои мнения и пожелания, поделились опытом организации преподавания экономики в своих вузах.

Речь на круглом столе шла о реализации проекта «ДНК России» в плане модернизации содержания социально-гуманитарных дисциплин в Российской Федерации. По словам модератора мероприятия, заведующего кафедрой региональной экономики и управления Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» Владимира Мельникова, эта инициатива является реакцией на меняющиеся последние 20 лет условия международных экономических отношений и особенности развития экономики России, концептуальные изменения в мировой экономике и политике. «В этом смысле модернизация дисциплины экономика отражает необходимость повышения, а значит, лучшего отображения реальности, тех процессов, которые на сегодняшний день имеют место», – отмечает эксперт.

Данная дисциплина разрабатывается опорным центром программы «ДНК России» при Новосибирском государственном университете экономики и управления и обсуждается в ведущих российских университетах. В частности, в течение последнего времени дискуссии проходили в государственном академическом университете гуманитарных наук, сибирском федеральном университете. На круглом столе в Томске было очень широкое представительство ТГУ и ТПУ. И этот процесс продолжается. Каждая из площадок собирает тех, кто заинтересован в обновлении дисциплины или имеет собственное мнение относительно перспектив её модернизации. В дальнейшем разработанная концепция будет предлагаться к использованию для преподавания экономики для неэкономистов.

– Мнения коллег, которые участвуют в данном мероприятии, интегрируются в контекст обновлённой дисциплины. Таким образом происходят обкатка и обсуждение, что позволяет улучшать эту дисциплину и не превращать её в видение какого-то одного университета или какой-то одной научной школы, – сообщил Владимир Васильевич.
Спикер также отметил, что «неэкономисты, очевидно, разные. Соответственно, акцент можно будет смещать в какую-то сторону, которая необходима. Любое учебное заведение сможет расширять и дополнять ее новыми блоками в зависимости от того, что им больше интересно или что больше нужно выпускникам».

Заведующий кафедрой экономики ИЭМ ТГУ Дмитрий Хлопцов представил концепцию преподавания экономических дисциплин в структурных подразделениях Томского государственного университета, в частности, рассказал о предпринимательском тренде для неэкономистов. Он также рассказал о проблемах преподавания экономических дисциплин, в числе которых снижение передаваемой нагрузки с иных структурных подразделений ТГУ, кадровое замещение «своими» сотрудниками, существующие разрывы в преподавании теории и реалиях практической жизни, в понимании взаимосвязи экономики с другими науками.

– То, что сейчас проводятся круглые столы, и наше мнение будет услышано и отражено, это замечательно, – подчеркнул Дмитрий Хлопцов. – Мы всегда готовы посмотреть, скорректировать и дополнить что-либо. Каждый год мы на базе ТГУ проводим значимое мероприятие по экономическим наукам для экономических специальностей. В прошлом году мы провели Экономические чтения. Мы планируем снова их провести в конце октября-начале ноября, и мне кажется, это будет неким продолжением в том числе сегодняшнего обсуждения. Будем рады пригласить всех заведующих кафедр города Томска, которые преподают экономику, чтобы обсудить различные нюансы, в том числе в свете сегодняшних возникших ситуаций. А еще у нас раз в 2 года проходит научный семинар по совершенствованию преподавания экономических дисциплин. И в 2022 году мы его провели в формате Форума.

Доцент ТПУ Светлана Попова отметила, что проект «ДНК России» очень важен.
– Благодаря этому проекту мы по-новому смотрим на дисциплину «Экономика» как таковую. Для многих вузов она является единственной экономической дисциплиной, и именно поэтому в неё включают максимум информации. Получается, что количество зачетных единиц, которое предлагается, крайне мало. Если уж формировать экономическое мировоззрение человека, то здесь необходимо еще подумать про варианты, – сказала она.

– Я соглашусь с Владимиром Васильевичем и другими участниками, что экономика все-таки должна давать мировоззрение, – добавила директор Института экономики и менеджмента Евгения Нехода. – Недаром её испокон веков читают в университете. Она должна нести понимание того, как осуществляются хозяйственные решения. И образование – это больше, чем образовательная услуга, она несёт очень большую ценностную составляющую, посчитать эффективность которой просто невозможно. Мне кажется, что та концепция дисциплины, которая предлагается коллегами, это запрос самой сегодняшней экономической науки. Мы готовы подключаться и обсуждать и дальше.

Для справки:
Проект «ДНК России» направлен на вовлечение академического сообщества в учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики. Он реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, в его работу вовлечено более 3 500 преподавателей социально-гуманитарных дисциплин по всей стране.