Вне конкуренции: томские инновационные производства рассказали слушателям Президентской программы о том, что делает их бизнес успешным

В рамках российской стажировки, которая является обязательной частью образовательной программы, слушатели Президентской программы побывали на экскурсии на томских предприятиях – производственной площадке компании «Артлайф» и в Инжиниринговом химико-технологическом центре (ИХТЦ). Инновационные производства и современный подход к управлению – руководители обоих предприятий сделали акценты на этих моментах.

Производственная площадка «Артлайфа» в центре Томска – пример современного экологичного подхода к производству. Директор Александр Австриевских начал встречу с презентации, рассказал о 24-летней истории компании.

Сам Александр Николаевич по образованию инженер-механик, машиностроитель, закончил томский Политех, работал и на ТЭМЗе, и на Нефтехиме. Но, увидев огромный потенциал неразвитого в то время российского рынка товаров для здоровья, решил наладить производство биологически активных добавок. Работа с самого начала шла в тесной связке с наукой. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2005-м – докторскую. Свой бизнес начинал в Америке, был владельцем нескольких американских компаний. В конце 1990-х было важно узнать, какие подходы к производству и управлению будут эффективны в новых экономических условиях. Затем начался российский этап – так появилась группа компаний «Артлайф».

– Очень сложно открывать это направление бизнеса в России, – делится он. – Мы сразу стали внедрять кластерный подход: у нас есть все этапы производства, все производим сами, в том числе высокотехнологичное оборудование. С самого начала у нас была сложная задача: мы находимся далеко от всех рынков сбыта, удивить нашими дикоросами Москву, Европу сложно – потребители избалованы. Да и конкуренция на рынке БАДов уже была серьезная: некоторые компании были на рынке по 50-70 лет, а мы только появились. Чтобы удивить рынок, требовалась  продукция сложная, эффективная и высокотехнологичная. А чтобы реализовать такого уровня рецептуры, мы создали машиностроительное предприятие «Артлайф Техно», которое делает уникальное процессинговое оборудование. Сегодня у компании в Юрге свой машиностроительный завод, построенный с нуля.

Еще одно уникальное производство – единственный в России завод, который делает твердые желатиновые капсулы, в том числе для фармацевтики. В год продается 1 млрд 200 млн капсул, в 2022 году планируется перейти рубеж в 2 млрд капсул. Несмотря на удаленность Томска от Европы и основных регионов потребления, капсулы поставляются по всему миру.

Производства «Артлайфа» также находятся в Индии, Украине, в ближайших планах – строительство площадки в Европе. Всего около 60 тыс. кв м производственных площадей. У компании есть фармлицензия на производство медпрепаратов, производится косметика, БАДы, премиксы (для хлебобулочных, молочных изделий).

– Около 20% продукции, представленной на российском аптечном рынке, произведено нами или с нашим участием: капсулы, зубные пасты, витамины, фармпрепараты, - продолжает Александр Австриевских. –  Порой вы даже не знаете, что это продукция «Артлайф», это не указывается, согласно контракту с заказчиками. Мы поставляем продукцию во все страны мира, проблем со сбытом нет. Мы сегодня настолько перегружены, что даже не хватает производственных площадей.

Компания выбрала особый путь развития, – рассказал директор по контрактному наполнению Сергей Сергеев. Высокотехнологичное мощное оборудование нужно было загрузить. Многие компании идут по пути развития собственного бренда, но на «Артлайфе» решили параллельно с этим развивать контрактное производство: выпуск продукции под брендом заказчика – как конечной продукции, так и полуфабрикатов (заказчик может добавлять свои компоненты, капсулировать продукт у себя).

–  Многие инновации в стране до производства не доходят, - продолжает Австриевских. – А у нас инновационные технологии внедряются в производство. Биотехнологический комплекс позволяет нам развиваться в области биотехнологий. В собственных лабораториях мы ведем исследования - это шаг к созданию продуктов будущего.

Слушательница Президентской программы Ольга Федорова (СибГМУ) поинтересовалась, в чем компания видит перспективу своих инноваций.

– Производство БАДов, продуктов для здорового и функционального питания - для нас база, - рассказывает Александр Австриевских. – Но мы не стоим на месте и занимаемся активным развитием биотехнологий: производство бактерий, их ферментов и лизированных бактерий (разделенных на частички). Сегодня мы переходим на биотех, это очень перспективное направление во всем мире. В нашем распоряжении собственные лаборатории, ученые, собственные разработки и запатентованные технологии. Это самое перспективное направление.

Еще один акцент компания делает на автоматизации процессов. В большой компании на всех производствах работает совсем немного людей, процессы максимально автоматизированы. 30% – инженерно-технические работники, много, как ни странно, техничек – без них нельзя обойтись, именно они обеспечивают необходимую чистоту помещений.

Теоретическую часть подкрепила подробная экскурсия по производству. Слушатели Президентской программы увидели, как работает автоматизация процессов: капсулирование, таблетирование препаратов. Как работают химические, биохимические лаборатории, в каких условиях выращивают полезные бактерии. Экскурсию провели ведущий провизор-исследователь лаборатории эпигеномных исследований и проектирования Наталья Пехтерева и ведущий специалист Биотехнологического информационного центра Владислав Орлов.

__________________________

Слушатели Президентской программы также посетили Инжиниринговый химико-технологический центр, и пообщались с его директором Алексеем Князевым.

- Наша компания небольшая, 35 человек, у нас два офиса в Томске и Новосибирске, а также технологический участок – небольшой цех с оборудованием. Мы сочетаем в своем бизнесе все, чего недостает промышленности, чтобы внедрять научные разработки, и чего недостает ученым, чтобы быть полезными для промышленности, - отметил Алексей Князев. - Наша история - про масштабирование технологий. Иногда к нам обращаются с таким запросом: у нас есть такое-то количество средств, площадка, придумайте, что нам здесь построить, что выпускать. Мы готовим технико-экономическое обоснование, обосновываем инвестиции, предлагаем идеи. Недавно защищали 20 веществ перед руководством Салаватского химического завода. После защиты осталось 3 возможных вещества, в итоге будет производиться одно.  

Также Алексей рассказал о том, как в компании выстроен процесс управления: "С одной стороны процесс протекает стихийно, а с другой - есть некие правила. У нас фактически нет больших совещаний и «летучек», планировщиков, зато есть 3-5-минутное обсуждение проекта. Если все хорошо, работаем дальше. В этом плане я полагаюсь на своих сотрудников, они профессионалы".

Глава компании добавил, что весь бизнес изначально построен из предположения, что он будет большим и долгосрочным, в связи с этим компания постаралась предвосхитить наибольшее количество уязвимостей. Например, отсутствуют «серые зарплаты», ведется только безналичный расчет, приобретено лицензионное ПО.

____________________

- Стажировка слушателей в ведущих и зарубежных российских компаниях – элемент подготовки специалистов в рамках государственного плана, - отмечает директор офиса программ для руководителей, MBA ИЭМ Ирада Магаева. - С 2020 года стажировка в российских компаниях – это часть образовательной программы, обязательный элемент учебного плана. Стажировка предусматривает ознакомление слушателей с одним или несколькими направлениями деятельности принимающего предприятия. Такой формат обучения полезен специалистам для закрепления пройденного материала, уточнения направления решения проектных задач. Стажировка проходит во время обучения. Слушатели узнают о передовых практиках, новых технологиях управления, производства и продвижения современных предприятий, продуктов и услуг. По результатам прохождения стажировки все слушатели готовят презентацию, в которой рассказывают о личных итогах: что полезное узнали для себя, какие моменты будут применять в своей профессиональной деятельности. Стажировка проводится для обмена опытом, а также помогает наладить профессиональные контакты, стать основой для совместных проектов, помочь в специализированном обмене информацией.

 

Слушатели программы поделились своими впечатлениями от экскурсий на предприятия:

«Арт Лайф»:

Леонид Гензе, декан механико-математического факультета ТГУ:

- Было приятно, что среди сотрудников компании «Арт Лайф», которые присутствовали на встрече с нами, был генеральный директор. Было видно, что это для него это не пустая формальность, ему действительно приятно рассказать нам о своей компании и ответить на вопросы. Сотрудники, которые проводили экскурсию по различным отделам, также были очень внимательны к нам, подробно рассказывали о деятельности, отвечали на все вопросы. Хочу отметить дружелюбность персонала: все проходящие мимо нас работники здоровались. Ранее я слышал о компании «Арт Лайф», но не представлял масштабов производства, широты ассортимента и широты рынков сбыта. Приятно удивлен, что практически в центре Томска налажено такое производство».

Евгения Кузнецова, финансовый директор, главный бухгалтер АО «ТЭТЗ»:

- Спасибо, что выбираете для нас лучшие компании в городе! Самое восторженное впечатление от компании по многим основаниям: и организация производства, и корпоративная культура, и перспективное видение. Есть общее понимание, на что надо обращать внимание и по каким индикаторам можно понять, что за компания, как она организована, какой ее микроклимат, как она взаимодействует с внешним окружением, какие видит для себя точки роста».

Евгений Павлов, начальник управления нового набора, доцент ТГУ:

- У меня исключительно положительные впечатления от экскурсии! Четко организована система производства и продаж, у генерального директора и сотрудников виден энтузиазм, практически полная автоматизация производства. Все отлично – хорошая компания!

ИХТЦ

Леонид Гензе, декан механико-математического факультета ТГУ:

- Встречу с нами проводил Алексей Князев, руководитель ИХТЦ. В неформальной беседе он очень подробно и увлекательно рассказал о том, чем занимается ИХТЦ, о нюансах и особенностях работы с заказчиками, механизмах ценообразования в сфере оказания инжиниринговых услуг и о том, как построена работа внутри коллектива центра. Вопросы мы договорились задавать прямо во время выступления и задали их довольно много (в том числе и несколько неудобных), и на каждый из них был получен подробный ответ.

Об успешности деятельности центра можно судить по тому, что 95% заказчиков повторно обращаются за услугами в ИХТЦ.

Насколько я понял, внутри коллектива царят неформальные отношения, а контроль руководителей проектов со стороны Алексея минимален (практически нет летучек и планерок), что свидетельствует об их компетентности и самостоятельности. На сайте ИХТЦ в разделе «Блог» регулярно публикуются интересные статьи и заметки о реальном секторе экономики и о науке.

Я увидел молодую, амбициозную, очень живую и активно развивающуюся компанию. Успехов им!

_____________________

По вопросам обучения обращайтесь в офис (деканат) программ для руководителей, MBA Института экономики и менеджмента ТГУ, тел. (3822) 785-633, 785-644, e-mail: dpo.iem@mail.tsu.ru

Инстаграм

Программы дополнительного профессионального образования