
Встреча с предпринимателем: как выйти из долгов, преодолевать кризисы и пить вкусный кофе
В ТГУ в рамках цикла «Уроки бизнеса со Сбером» прошла встреча студентов с томским предпринимателем — основателем сети кофеен «Территория кофе» Михаилом Щеголевым.
Михаил рассказал о своем пути к успеху, начавшемся с огромных долгов. В 22 года он оказался с долгом в 150 миллионов рублей, что стало следствием банкротства семейного бизнеса и неудачного проекта по созданию бутербродного производства. По словам Михаила, это произошло скорее всего потому, что предприятие отказалось от изначальной концепции продукта под влиянием внешних обстоятельств, что привело к потере качества и целевой аудитории.
«Меня самого, наверное, в глубине души не устраивало то, что мы создали. Было какое-то чувство внутреннего предательства. Конечно, деньги важны, но немаловажно, что за продукт ты продаешь, какой в нем смысл для общества и для тебя. Поэтому мы, предприниматели, в первую очередь сами должны быть довольны тем, что создаем», – подчеркнул Щеголев.
Впоследствии, после завершения университета, Щеголев предпринял попытку открыть собственное дело, заняв у отца 2 миллиона рублей. Однако этот проект также оказался неудачным и привел к новым долгам. Важным уроком стало осознание необходимости разделять с партнерами не только прибыль, но и убытки.
Переломным моментом стало открытие сэндвич-бара буквально на паре квадратных метров в продуктовом магазине. Благодаря репутации, заработанной честным трудом, Щеголев смог привлечь партнеров и поставщиков, поверивших в его идею и предоставивших рассрочку на оборудование и материалы. Так маленькая торговая точка выросла до первой кофейни «Территория кофе».
«Я начал изучать рынок и понимать, как действуют конкуренты. Это помогло мне адаптироваться и найти свою нишу. Оказалось, что важно не только следовать трендам, но и предлагать уникальные решения. Я стал обращать внимание на детали и качество обслуживания. Это дало мне преимущество перед конкурентами», — рассказывает Михаил
Сегодня «Территория кофе» – уже целая сеть кофеен, обслуживающая ежедневно тысячи гостей в Томске и Санкт-Петербурге. Щеголев продолжает лично участвовать в работе компании, тестируя продукты и отслеживая качество обслуживания. Сейчас компания планирует расширение и строительство фабрики-кухни для централизованного производства.
В ходе встречи Щеголев поделился со студентами ключевыми принципами успешного предпринимательства, среди которых:
• Предпринимателю важно самому постоянно проходить путь гостя или клиента: проживать весь сценарий полностью и тщательно анализировать опыт.
• Для получения поддержки важно предлагать партнерам и инвесторам продуманные и готовые к реализации проекты, а не просто идеи.
• Социальный капитал дороже денег: нужно заботиться о репутации и выстраивать доверительные отношения с партнерами, поставщиками и клиентами.
Щеголев также посоветовал студентам не бояться начинать с малого, учиться у опытных предпринимателей и помнить, что обратная сторона предпринимательства может быть горькой, но она учит многому и ведет к успеху.