Вызовы пост-дистанта, диалог вуза и бизнеса, новые кейсы: в ИЭМ прошел международный форум
Начальник экономического управления Сибирского главного управления Центрального Банка РФ, кандидат экономических наук Евгений Хацкевич прочел лекцию «Денежно-кредитная политика Банка России». Он отметил, что денежно-кредитная политика Центрального банка строится на 3-х принципах: публичная цель по инфляции, плавающий курс рубля и информационная открытость, диалог с обществом через объяснение принятых решений, публикацию прогнозов. На сайте выкладываются программные документы, материалы по банковскому рынку, ставкам, операциям (можно посмотреть в разделе «аналитика»). Также доступен актуальный доклад о денежно-кредитной политике от октября текущего года, там же можно посмотреть и среднесрочный прогноз Банка России. Также с конца прошлого года публикуется индикатор бизнес-климата. Он уникален тем, что это видение 14 тысяч компаний, которое отражает фактические, а также ожидаемые изменения в сфере производства и спроса.
По итогам лекции Евгений Хацкевич провел квиз с блиц-вопросами для студентов, подарив памятные наборы монет. Один из призёров, студент 2 курса направления «Экономика» Матвей отметил: «Только один вопрос квиза касался прогнозирования, а остальные мы все уже изучали в рамках курса макроэкономики, статистики, поэтому отвечать было несложно. Лекция была очень любопытна, мне лично интересна тема независимости ЦБ, его статуса в системе органов госвласти. Также хотелось узнать логику принятия решений, я ее услышал».
Игры-симуляторы «С финансами на «Ты» и «Ключевая ставка» для студентов провели эксперты Отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации. Игра «Ключевая ставка» была впервые апробирована на территории региона. Если в первом случае ребята отвечали на вопросы финансового квиза, то вторая игра была сложнее и длилась больше 4 часов.
- Ребята в этой игре могут себя почувствовать аналитиками Банка России на территориях, принять участие в процессе подготовки решения по ключевой ставке: сохранить её, повысить или снизить, - рассказала начальник экономического отдела Татьяна Шулякова. - Ребята рассматривают экономические факторы в комплексе, ситуацию в промышленности, сельском хозяйстве, банковском секторе. После этого представляют свое предложение по ключевой ставке и принимают решение на Совете директоров. В результате игры ребята попробуют обеспечить общероссийскую инфляцию вблизи 4% за счёт верных решений по ключевой ставке в заданных экономических условиях.
- Я под впечатлением от игры, - рассказал студент ИЭМ Арслан Латыпов. - В первую очередь хочется отметить качество организации мероприятия, интересный сюжет и разнообразие заданий. В каждой команде было большое количество участников и поначалу было затруднительно распределить роли и обязанности. Однако мы быстро скоординировались, выявили сильные стороны каждого участника, благодаря чему и заняли первое место. Игра помогла мне развить навыки командной работы, т. к. этот опыт был один из немногих, когда я пробовал себя в качестве капитана.По словам Арслана, задания на игре были интересны своей разноплановостью. Было достаточно необычно в коротком промежутке времени переключаться между абсолютно разными по смыслу заданиями. Это очень полезный опыт, развивающий быстроту мышления. «От лица всех участников игры выражаю огромную благодарность организаторам за столь качественное мероприятие и возможность приобрести новые знания и навыки», - добавил студент.
Давний партнер ИЭМ, независимый эксперт с опытом работы в крупном региональном бизнесе больше 20 лет Анжелика Жураковская на сессии о форматах взаимодействия бизнеса и университетов выступила с темой «Почему бизнесу не выгодны стандартные (типовые) формы сотрудничества с вузами?». Она отметила, что всегда существует коллизия, которая выражается в большом количестве неравенств: «Хороший работодатель для вуза не всегда хорош для студентов. Потому что он заставляет их работать. Выпускник для вуза и для работодателя тоже разный. И так далее. Когда организуются практики, вузу нужно проводить знакомство с предприятиями, показывать спектр предприятий с разными характеристиками под разных студентов, для разной мотивации», - резюмировала она и добавила, что с практическим аспектом дипломной студенческой работы предприятию всегда интересно помочь, главное, чтобы ребята понимали эту задачу.
Директор Центра повышения квалификации и переподготовки НИ ТГУ в рамках дискуссии о вызовах пост-дистанта Светлана Велединская подчеркнула, что «Нам пора взглянуть на онлайн не как на данность, а как на возможность. Если возникает «цифра», эта составляющая делает процесс более интересным, увлекательным, но и более трудоемким, это становится суперзатратно для преподавателя. Мы должны говорить о перестройке образовательного процесса, его нужно перепроектировать, переосмыслять, и тут нужна помощь. Нужно решать задачи на уровне управленческого решения. Мы сейчас над этим плотно работаем и готовим на методический совет и изменения норм времени, и описания моделей, объясняя, что это даст преподавателям».
На секции, посвященной кейс-методу, коллеги поделились своими наработками. Андрей Старков, доцент департамента маркетинга, директор Ресурсного центра учебных кейсов Высшей школы бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представил издания ВШБ. По его словам, сейчас в библиотеке 50 кейсов, фокус делается на российские компании. Из них 26% кейсов по управлению инновациями, 15% - по маркетингу, 11% - по HR.
Сборники доступны по ссылке. Сами кейсы также можно найти на сайте в открытом доступе и в системе «Лань».
Андрей Старков также рассказал, что ресурсный центр учебных кейсов ВШБ принимает на экспертизу и регистрацию кейсы, созданные как сотрудниками НИУ ВШЭ, так и внешними авторами. Для авторов на сайте есть удобная форма.
Участники панельной дискуссии «Интеграция результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс» обсудили разные аспекты исследовательской деятельности и опыт разных вузов ее включения в образовательную деятельность. Так, доцент департамента стратегического и международного менеджмента, академический директор аспирантской школы по менеджменту Высшей школы бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» Анна Веселова поделилась опытом своего вуза. Она подчеркнула значимость двух основных процессов: интеграции знаний, которые создаются в результате научных исследований в образование, а также включение студентов в создание этих знаний. Гость конференции отметила, что ВШБ в структуре ВШЭ появилась в 2020 году, но уже сейчас школа ставит перед собой задачу занять первое в стране место по образованию в сфере менеджмента. В ВШБ особые акценты делают на формировании внутреннего (между подразделениями ВШЭ) и внешнего (с другими вузами, с бизнесом) партнерства, разрабатывается много междисциплинарных тематик.
Доцент кафедры политологии факультета исторических и политических наук НИ ТГУ Евгения Попова обозначила вопрос: нужна ли вообще студентам исследовательская деятельность и востребованы ли исследовательские компетенции на современном рынке труда. И если да, то как наиболее эффективно в вузе формировать у студентов эти компетенции. Здесь докладчик видит четыре основных вопроса. Во-первых, устаревший формат взаимодействия преподавателя и студента по типу исследовательских мастерских. По мере старения и ухудшения качества академической рабочей силы, а также нежелания исследователей преподавать требуется поиск новых форм. Во-вторых, при условии, что исследовательские компетенции – вещь штучная, а студентов большой поток, требуется технологизация подготовки исследовательских компетенций у массового студента. В-третьих, поиск гибкой формы эффективной работы со студентами из разных стран, с разной культурой. В-четвертых, необходима технологизация образовательного и научного с учетом самых современных технологий. Преподаватель должен уметь встраивать в свой учебный план все самые новые знания.
Евгения Владимировна предложила в качестве вариантов ресурсов решения этих задач: объединение ресурсов вуза для ключевых курсов по научно-исследовательской работе; междисциплинарные групповые исследовательские проекты; проблемно-ориентированное обучение исследовательским компетенциям на прикладных задачах.
На круглом столе по подготовке кадров для сферы ГМУ начальник Департамента труда и занятости населения Томской области Светлана Грузных озвучила 5 краткосрочных трендов:
- Госструктуры становятся основными работодателями
- Востребованность персонала растет, зоны роста - сферы кибербезопасности, госструктуры, связанные с IT и высокими технологиями, самолёто- и ракетостроение, гос медиа и российские фармкомпании
- Сокращение ФОТ – работодатели будут стараться оптимизировать этот момент, переводя персонал на фриланс и в режим самозанятости
- Рост конкуренции за молодежь – на рынок труда выйдет поколение «демографической ямы» Работодателям стоит пересмотреть HR-стратегию
- Непрерывное обучение – lifelong learning, повышение значимости практического опыта
Маргарита Курбатова, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-учебной лаборатории экономики природных ресурсов и окружающей среды Сибирского федерального университета (г. Красноярск) поделилась впечатлением от Форума в целом:- Томский университет – это традиция, которой в России не так много осталось. Для меня очень важно прикоснуться к этой традиции, увидеть живой организм. Мне очень нравится преподавательская рефлексия, живая мысль. Здесь, может быть, и нет фундаментальной новизны, но всегда есть хороший культурный контекст. Это главная ценность.
Больше фото с мероприятия можно скачать по ссылке.