Йохан Виссема: цель университета – научить студента решать проблемы
Образование в университете должно быть направлено в первую очередь на то, чтобы научить студента решать практические задачи, а не просто на передачу знаний, считает профессор Делфтского университета (Голландия) Йохан Виссема. Автор шестнадцати книг и более ста статей об университетском управлении, управлении инновациями, изменениями, предпринимательстве прочел в ТГУ лекцию о том, как будет меняться университет в следующие 20 лет.
По мнению профессора, российские вузы сегодня претерпевают изменения, которые приведут к появлению нового типа университета. Раньше университеты были ориентированы только на преумножение знаний, сегодня важной становится коммерциализация разработок.
– В Томском государственном университете уже есть определенная база, ряд элементов, которые реализуются на практике и характеризуют его как университет третьего поколения. Важно все это объединить и двигаться вперед, – сказал профессор Виссема. – В университетах третьего поколения на первую роль выходит разработка и коммерциализация ноу-хау. Это поднимает такие вопросы, как защита интеллектуальной собственности. Мы привлекаем новые знания, новые навыки.
Университет 3.0 – в первую очередь открытый университет, который активно сотрудничает с промышленными компаниями и зарубежными коллегами. Взаимодействие с промышленностью положительно влияет на процесс образования: студенты понимают, какие дисциплины им нужны для успешной работы, и в соответствии с этим выстраивают свое обучение. Профессор подчеркнул, что студенты должны сами нести ответственность за свое образование – иметь возможность выбирать те курсы, которые считают необходимыми.
– Когда студенты имеют доступ к разным компаниям, они получают представление о том, какие дисциплины им нужны. Они сами несут ответственность за образование. Важно, чтобы эта ответственность была переложена на студентов, потому что это мотивирует их к обучению, – отметил Йохан Виссема.
Профессор также поднял проблему обучения нового поколения – молодых людей, родившихся в 2000-х. Этим людям сложно работать в команде, они не стремятся делать карьеру, главное для них в жизни – это семья и друзья.
– Работа – часть их жизни. Но не цель существования. Они рассматривают развитие как нечто большее. Современные люди хотят учиться у тех людей, кто позволяет им развиваться. В этой системе преподаватель становится наставником, а не учителем, – сказал лектор.
По мнению Йохана Виссемы, в будущем мире дипломы будут не нужны. Работодатели начинают работать с потенциальными сотрудниками еще со школы. Поэтому роль университетов будущего – не готовить кадры, а помогать людям развиваться:
– Дипломы становятся лишними в этой связке между образованием и работодателем. Все больше людей учатся ради знания, не нужно получать диплом для финансирования. Люди получают новый опыт, которых выводит их из зоны комфорта и помогает развиваться. Цель университета – научить студента решать проблемы.