На базе ИЭМ впервые в России реализована программа «Экономика для неэкономистов» при участии МГУ и Фонда Гайдара
В ТГУ состоялась вторая и завершающая сессия учебной программы для вузовских преподавателей – «Экономика для неэкономистов», организованная совместно с Фондом Егора Гайдара и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Обучение, которое продолжалось в разных форматах (очном, заочном, дистанционном) на базе ТГУ прошли сотрудники вузов Сибирского федерального округа: Томска, Новосибирска, Кемерова, Новокузнецка, Красноярска и Омска. Фонд впервые провел подобную программу обучения в выездном формате. По завершении курса слушатели получат диплом МГУ о профессиональной переподготовке.
Первая очная для сибирских слушателей сессия прошла в Институте экономики и менеджмента ТГУ в июне. На завершающей февральской сессии основным спикером и ведущим стал руководитель программ бакалавриата, старший преподаватель кафедры прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ Владимир Иванов.
- Обычно мы проводим свои программы повышения квалификации в Москве или в Подмосковье, так что это был первый наш опыт выездной программы, - рассказывает Наталья Яблонскене, директор образовательных проектов Фонда Егора Гайдара. - У нас было приглашение от заместителя директора ИЭМ ТГУ Виктории Маковеевой, которая предложила попробовать новый формат обучения, приезжая вместе с преподавателями ближе к слушателям, и так у нас появилась возможность вовлечь в повышение профессиональной квалификации преподавателей даже тех сибирских вузов, которые раньше никогда не участвовали в образовательных программах Фонда.
Первоначально программа задумывалась как двухчастная: преподавание экономики для студентов технических специальностей и для гуманитариев. Но в итоге представлена единая программа «Экономика для неэкономистов», направленная на обучение методике преподавания экономических дисциплин абсолютно для любых специальностей: от сельского хозяйства и медицины до юристов и психологов. Именно такой формат оказался востребованным среди вузов.
- С нашей точки зрения как организаторов, - продолжает Наталья Яблонскене, - программа удалась. Мы уже получили отзывы, и преподаватели говорят о том, что результат оказался точно не меньше ожиданий, а в большинстве случаев превзошел ожидания. Говорят, что и компетентностный подход был представлен, и технологии передачи материала студентам. Мы хотели показать, о чем и как можно говорить с историками, юристами и медиками, чтобы им было понятно, полезно и интересно. Естественно, на экономические темы. Но чтобы это не было зашито в формулы, а имело отношение к повседневной жизни студентов. Наши преподаватели – Владимир Иванов, Ирина Телешова (зам. декана ЭФ МГУ, доцент кафедры макроэкономической политики и стратегического управления), Сергей Белев (доцент кафедры прикладной институциональной экономики ЭФ МГУ), Елена Кудряшова (доцент кафедры прикладной институциональной экономики ЭФ МГУ) готовили эту программу целенаправленно для нашего курса.
На итоговой сессии участникам программы было предложено реализовать интересный формат. Каждый из слушателей должен был взять англоязычную статью с результатами экономических исследований по тематике, находящейся на стыке экономики с психологией, социологией, этнографией и прочими социальными дисциплинами, перевести ее и сделать презентацию для коллег. Ежедневно в течение сессии во второй половине дня все слушатели обсуждали такие презентации с ответами на вопросы и комментариями преподавателя. По мнению преподавателей сибирских вузов, это инструмент оказался очень эффективным для погружения в новую тематику, многие планируют предложить такой способ освоения материала своим студентам.
Подводя итоги последнего занятия, зам. директора ИЭМ ТГУ Виктория Маковеева выразила надежду, что в будущем у ТГУ и Фонда Егора Гайдара появятся новые совместные проекты и формы взаимодействия – положено хорошее плодотворное начало.
Марина Рыжкова, профессора кафедры экономики ИЭМ:
- Основной вещью, которую, я считаю, студентам неэкономических специальностей надо знать, может быть даже не глобальное экономическое знание, а понимание выгод и издержек на уровне разумного подхода. На микроуровне, на макроуровне. Потому что в любом случае решения принимают люди. И даже если это организация, все равно она сравнивает то, что тратит, и то, что получает. В принципе, это именно то, чем ценна экономика. Нашим студентам технических специальностей мы говорим: прежде чем вы решите какую-то идею реализовать, посмотрите, чего вам это будет стоить и какие у нее глобальные перспективы. И хотя это знание лежит на поверхности, я считаю, что оно должно проходить сквозной нитью в любом курсе. ... Обычному человеку, я думаю, и не нужно знать основы экономики именно в научном плане. Потому что экономическая теория как дисциплина имеет свой инструментарий, и для того, чтобы этот инструментарий понять, освоить и принять, требуется достаточно длительный период. То есть надо не просто рассказать, но еще показать и научить применять в конкретных ситуациях.
Нина Потехина, Томский политехнический университет:
- Курс «Экономика для экономистов» стал для меня полезным как с точки зрения новых педагогических практик, так и с точки зрения знакомства с актуальными экономическими современными исследованиями. Я преподаю экономику неэкономистам, это не только экономическая теория, но и прикладная экономика, экономика предприятия, менеджмент. В рамках курса нам были даны инструменты, техники, игровые технологии, которые, например, моделируются с помощью специализированных программ – мы об этом не знали. Это инструменты, позволяющие работать с современными студентами, ведь они – другое поколение, им нужны картинки, собственное участие, активная вовлеченность. К сожалению, в нашей программе очень небольшое количество часов, поэтому лично мне еще нужно осмыслить, каким образом реализовать предложенные методы.
Елена Лиманова, Новосибирский государственный университет:
- Я преподаю на экономическом факультете НГУ у экономистов и менеджеров, а также у неэкономистов - журналистов и математиков. Очень хорошо, что пройденный нами курс изначально дал очень широкий контекст, максимально широкое представление о том, что происходит в современной экономике. По большому счету, существует большой разрыв между тем, чему учат экономисты, и тем, что они исследуют в социуме. Наша система высшего образования и занятость преподавателей такова, что мы не всегда можем быть в курсе актуальной повестки исследований. А предложенная программа сближает современную исследовательскую повестку и экономическую теорию, она полезна для любого участника, не зависимо от того, насколько он продвинут в экономике. Еще один момент: мы как преподаватели высшей школы очень перегружены, погружены в свои ежедневные дела. А обогащаемся и растем мы и лично, и профессионально только когда общаемся с другими экспертами. На этой площадке мы смогли услышать друг друга и других классных специалистов. Формально и институционально наша система не может обеспечить такую возможность, а Фонд Егора Гайдара, как внешняя структура, помогает достроить эту институциональную возможность, и она очень важна для преподавателей. Ну и, конечно, интересными были сами предложенные методики преподавания. Любой хорошо владеющий экономической теорией преподаватель понимает, что теорию не всегда легко связать с жизнью. Неэкономистам, как правило, неинтересна сама теория, важно привязать ее к вещам, происходящим вокруг. Важно суметь показать студентам, как экономическая теория прилагается к повседневной жизни. И в рамках курса мы получили конкретные рекомендации.