Научные публикации по менеджменту: ориентиры для российских ученых

Наука делается в публикациях, - уверен директор корпоративного университета Сбербанка, член попечительского Совета Института экономики и менеджмента ТГУ Валерий Катькало. В отсутствие статей в серьезных профильных журналах невозможно позиционировать себя как ученого. В то же время для повышения эффективности публикаций должна быть сформирована система их подготовки в вузе. О том, как ее создать, и что повышает вероятность публикации в высокорейтинговых журналах, эксперт рассказал на семинаре в Институте экономики и менеджмента ТГУ.

По мнению Валерия Катькало, с одной стороны, необходимо отчетливо понимать, на публикации в каких журналах стоит ориентироваться. С другой, - речь не должна идти о точечном приложении усилий: в вузе должна быть создана система подготовки публикаций.

Нужна система, которая порождает новые публикации, а для этого должны быть особые дух и система ценностей в профессорско-преподавательском составе, который будет понимать публикации как часть своего профессионального бытия, - уверен эксперт.

Во всем мире при размещении данных на Job Market у соискателей со степенью PhD на момент выпуска видно количество его публикаций. И мы можем найти таких, у кого 15-20 монографий ничего не стоят на фоне тех, кто имеет пять статей в рейтинговых журналах. Если мы говорим о качественной науке, нет никакого смысла публиковаться в журналах по менеджменту, которые только формально являются таковыми, - говорит Валерий Катькало.

Отечественный и общемировой рынок изданий по менеджменту

По мнению ректора КУ Сбербанка, публиковаться, безусловно, нужно в отечественных изданиях, но основной ориентир все же – общемировой рынок журналов по менеджменту (если бы «Вопросы экономики» вошли в мировой рейтинг, их IMPACT-фактор составил бы всего 0,4, -  отмечает Катькало). В числе значимых отечественных изданий также «Российский журнал менеджмента» (издается с 2003 года), «Менеджмент в России и за рубежом» (1998), серии «Менеджмент» Вестника СПбГУ (2002) и МГУ (2009).

Спектр журналов по менеджменту оформился в 60-90-е годы ХХ века, когда школы управления обрели легитимность в составе университетов - сначала в США, затем и в других странах. В России катастрофически мало журналов по менеджменту достойного уровня - отчасти по причине запоздалого вхождения страны в эту область знания, отчасти из-за тормозящего фактора – списка ВАК, публикации в котором обязательны для получения научной степени. «Здесь мы имеем две глобальные проблемы: самоцитирование и публикации в «мусорных» журналах. Наличие прайса для публикации – уже верный признак того, что журнал мусорный, и публикацией в нем ученый и вуз подорвут свою репутацию», - поясняет ректор КУ.

В рамках семинара Валерий Катькало дал рекомендации о том, как подготовить статью для ведущего журнала по менеджменту:

  1. Глубокое и широкое знание современной мировой литературы по теме
  2. Владение современными методами исследований

В сообществе тех, кто публикуется в ВАКовских журналах, много незнакомых с пунктами 1 и 2. Выбор темы статьи и собственно научное исследование предполагают оба этих пункта. Знания вглубь и вширь в той области, где вы хотите состояться как ученый,  - критически важная отправная точка. Уже на этом этапе вступает в силу вопрос знания английского языка, - отмечает эксперт.

  1. Выбор «публикабельной» темы (с учетом развития области исследований)
  2. Проведение оригинального исследования (развитие знаний по теме)

- По пунктам 3 и 4 многие исследователи даже не задают себе вопроса, а зря, - добавляет Катькало. - От прохождения этих этапов, зависит то, в какие журналы мы сможем подать свои статьи. Чем более поверхностно мы подходим к исследованию, тем более одиозные журналы нам остаются доступными.

  1. Обсуждение проекта статьи на семинаре
  2. Представление доклада с результатами исследования на ведущих конференциях
  3. Доработка результатов исследования с учетом публичных обсуждений
  4. Выбор журнала  (профиль и редакционная политика) для подачи рукописи
  5. Развилка после отзывов рецензентов: доработка или подача в другой журнал
  6. Доработка до публикации  (вариант: разные версии в разных журналах)

Очень важно адекватно и конструктивно подойти к замечаниям рецензентов, - объясняет ректор университета Сбербанка. - Это серьезный культурологический вызов для страны, поскольку наши люди не привыкли по нескольку раз получать отказ. В западных журналах совершенно обычная практика, когда вашу статью отправляют на доработку два-три раза.

Резюме: в основе подхода, изложенного Валерием Катькало, лежит фактор конкуренции. Причем не только в межвузовской среде, но и внутри одного вуза и института. Но такое системное создание серьезной конкурентной среды внутри коллектива никого не ущемляет и не подрывает качества сильных педагогов. В данной модели есть место каждому: от создания кейсов до написания учебника-бестселлера и публикации в журналах категории А.  

P.S. На прилагаемой картинке представлен список ведущих зарубежных журналов по экономике и менеджменту.

Справка:

Катькало Валерий Сергеевич - ректор Корпоративного университета Сбербанка. Член попечительского Совета Института экономики и менеджмента ТГУ. Профессор, доктор экономических наук. Окончил с отличием экономический факультет Ленинградского государственного университета. Преподавал в бизнес-школах Европы. Автор более 100 научных публикаций.

Возглавляет Корпоративный университет Сбербанка с декабря 2012 года. До этого с 1997 года руководил созданием и развитием Высшей школы менеджмента СПбГУ в качестве декана и проректора СПбГУ. Под его руководством ВШМ СПбГУ стала единственной российской бизнес-школой, получившей институциональную аккредитацию EQUIS Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) и затем вошедшей в глобальный рейтинг Financial Times (46 место в 2015 году.).

С 2015 года – вице-президент EFMD, где также является (с 2009 года) председателем Аккредитационного совета программ по менеджменту по системе качества EPAS. Член Попечительского совета Сколковского института науки и технологий и Совета директоров ОАО «АК «Транснефть».