Профессор коммерческой школы Парижа рассказал в ИЭМ о стратегиях выхода на новые рынки
В институте экономики и менеджмента ТГУ состоялась открытая лекция Жан-Поля Ларсона, заслуженного профессора Высшей коммерческой школы Парижа, члена Попечительского совета ИЭМ "Стратегии выхода на развивающиеся рынки". Эксперт объяснил, какие факторы влияют на успешность этих процессов, а также рассказал, какое преимущество российских компаний может ускорить их рост и глобализацию.
По мнению Ларсона, когда компании решают, в каком направлении развиваться, они обращают внимание на возможность роста экономики разных стран. Эксперт выделил 4 мотива инвестирования в развивающиеся рынки:
- Поиск ресурсов (нефть, газ, минералы, вода, аграрные ресурсы и др.)
- Поиск новых рынков (учитывается размер рынка, ожидаемый рост, выход в региональную или свободную торговую зону)
- Поиск стратегических активов (доступ к передовым технологиям, квалифицированной рабочей силе, творческим талантам, брендам, распределительным сетям, логистическому хабу)
- Поиск эффективности (преобразование цепочки создания стоимости: новые узлы для производства, распределения и реорганизации сети поставщиков с целью снижения затрат)
Компании выбирают города, где они могли бы вкладывать в современные технологии, высококвалифицированный персонал, где есть новые ресурсы - газ и нефть, новые технологические решения, - говорит Ларсон. - Так, например, финская Stora Enso вкладывается в лесные компании по всему миру. Большой новый рынок успешно функционирует в Китайской провинции Guanxi. Начав с изучения возможностей лесопосадок в Китае в 2000 году, в 2016 году инвесторы вложили € 800 млн. в завод по производству жидкой потребительской тары (занимает 85 000 гектаров древесных плантаций, где работает 3000 сотрудников). Это крупнейшие прямые инвестиции северных стран в Китай.
Эксперт привел еще один пример поиска новых рынков – компания Danone еще в 1996 году 80% продукции производила в Европе, а уже в 2015-м – 60% вывела за пределы Европы. 40% из них приходится на развивающиеся рынки - Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинскую Америку, Африку и Ближний Восток.
Профессор подчеркнул, что для успешного бизнеса необходимо адаптировать продукт к рынку. Есть определенная дистанция – географическая, культурная. Надо понимать покупательную способность, логистические возможности. России, например, удобно выходить на рынки стран, менталитет которых нам близок – Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Словения.
Жан-Поль Ларсон выделил 4 режима выхода на рынок:
- Инвестиции «с нуля» - т.е. в строительство новых объектов (пример – шведский «Тетрапак» в Индии, второй крупнейший завод компании)
- Слияния и поглощения (23 представительства Лукойла, появившиеся с 1999 по 2013 в Северной Америке, на Ближнем Востоке, в Европе и Африке)
- Совместное предприятие (совместное акционерное общество "Renault -АвтоВАЗ")
- Сотрудничество без владения с акциями (Peugeot и Nissan)
Еще один показательный пример сотрудничества без владения акциями - Французская компания «Ашан», очень известная франшиза в России. В 2012-м году она зашла на рынок, а в 2016-м в России появилось уже 100 гипермаркетов. Компания не боится менять стратегию, чтобы привлекать покупателей: так, в России началось развитие нового бренда – «Мой Ашан». Появилась линия косметики и продуктов, которые больше соответствуют потребностям региона.
Среди ключевых управленческих дилемм при выходе на новые рынки спикер назвал потенциальную мощность рынка, технологический трансфер, баланс между присутствием на зрелых и развивающихся рынках, а также время выхода на новые рынки. При этом экспансия обеспечит более высокий рост компании и откроет окно возможностей: у вас будет привилегия первопроходца.
Конечно, сложно бороться с «Samsung», поскольку он является глобальной компанией. Это вряд ли получится у российского предприятия. Однако у вас есть свои преимущества – это ваши ресурсы и инновации. Вы можете привнести технологии, предлагать свои услуги большим компаниям и правительству. Необходимо понимать и продвигать свою уникальность. Если вы не делаете этого, ваш бизнес не будет иметь перспектив.
В заключение профессор привел несколько интересных публикаций, в которых обозначены новые направления исследований процессов выхода на развивающиеся рынки:
- Dynamic Capabilities and Sustainable Competitive Advantage: what are the necessary capabilities to serve the internationalization strategy ? (Teece 2014).
- Prior Competitive Advantage: is it really a prerequisite for emerging market multinationals? (Hashai & Buckley 2014).
- Ambidexterity: should we manage differently operations in mature markets and emerging markets ? (Bandeira-de-Mello & alii 2014).
Для справки: Жан-Поль Ларсон - заслуженный профессор Высшей коммерческой школы Парижа. Получил докторскую степень по менеджменту в университете Дофина в Париже. Обучался в Гарвардской школе бизнеса.
С 1982 по 1989 год являлся деканом Высшей коммерческой школы Парижа (HEC Paris) и организатором CEMS Global Alliance.
С 1989 по 2009 год Жан-Поль Ларсон реализовал ряд образовательных проектов в области менеджмента в Центральной Европе (Польша и страны Балтии), Ближнем Востоке, Северной Африке, Российской Федерации, Центральной Азии (Казахстан) и Китае. Работал приглашенным профессором в Школе бизнеса CEIBS (Китай), Esade (Испания), Варшавском политехническом университете (WUT School of Business), ВШМ СПбГУ (Россия), а также в Школе экономики NHH Bergen (Норвегия) и Школе экономики и менеджмента Tsinghua SEM (Китай).
В настоящее время его научные и преподавательские интересы связаны с исследованиями в области бизнес-стратегий на развивающихся транснациональных рынках.
Является членом попечительского Совета Института экономики и менеджмента ТГУ. 1 июня Жан-Поль Ларсон принял участие в заседании попечительского Совета ИЭМ, где обсуждались стратегические планы бизнес-школы мирового уровня с участием международных экспертов - представителей крупных мировых компаний, бизнес-школ, исследовательских центров и фондов развития из России, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и США.