Сотрудники ИЭМ ТГУ первыми в РФ осваивают передовые технологии обучения

Сотрудники ИЭМ ТГУ первыми в стране проходят обучение по новой системе повышения квалификации преподавателей. Программу «Инновационные образовательные технологии» для вуза разработал Корпоративный университет Сбербанка. Группе из ТГУ представили сконцентрированный опыт внедрения социальных и цифровых технологий обучения на основе интерактивных методик; они позволяют сформировать soft skills компетенции, актуальные для любой дисциплины и образовательной программы.

Особенностью корпоративного обучения является подстройка под меняющиеся потребности рынка, жизнь «на нерве» инноваций, чего часто не хватает вузам. Именно этот опыт, а также применение самых передовых образовательных технологий привлек руководителей ТГУ, изучивших работу команды Корпоративного университета Сбербанка – партнера ТГУ с 2015 года. Наработки партнеров были использованы в построении принципиально новой программы повышения квалификации преподавателей университета.

ТГУ – один из первых вузов России, который внедряет такую систему. В феврале в течение четырех дней 42 сотрудника ТГУ прошли очное обучение в Корпоративном университете Сбербанка в Подмосковье.

– К формированию этой группы мы подходили, руководствуясь двумя принципами. Основу группы составляли люди, которые зарекомендовали себя в системе повышения квалификации. Кроме этого, проректор по учебной работе, директор ИЭМ ТГУ Виктор Дёмин предложил, чтобы в группу по максимуму вошли представители учебных подразделений, факультетов и институтов. Мы работали с деканатами и выявляли тех, кто пока не проявил себя в системе ФПК, но имеет интересные методические наработки и готов ими делиться или уже делится в рамках Фестиваля образовательных практик ТГУ. По моему мнению, мы не ошиблись. Перед нами стояла задача сформировать «боевой отряд», который мог бы «ухватить» и систематизировать технологические подходы, а потом транслировать их среди коллег в виде целостной программы для большого количества преподавателей, – рассказывает директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская.

В состав группы были также привлечены сотрудники подразделений, связанных с организацией учебного процесса, – методисты, представители учебного управления, Центра развития качества образования, Института дистанционного образования, НОЦ «Институт инноваций в образовании», Центра повышения квалификации и других.

- Обучение было очень продуктивным. Некоторые современные образовательные технологии мы уже знали и применяли, некоторые - нет. По итогам обучения в текущем семестре при приеме зачета по курсу «Инновации на финансовых рынках» собираюсь применять интеллект-карты. Также я уже запросила в Корпоративном университете Сбербанка право на использование кейса по приобретению опционов золотодобывающей компанией. Кейс этот был разработан на основе реальной ситуации с компанией «Транснефть» - говорит доцент кафедры финансов и учета ИЭМ Ольга Беломытцева.

- Меня приятно удивила инновационная образовательная среда КУ Сбербанка (безусловно мирового уровня), также весьма полезны были наработки спикеров программы по геймификации бизнес-образования и использованию интерактивных интернет-приложений (данные технологии планирую в ближайшее время внедрить в учебный процесс). В целом программу считаю полезной особенно для преподавателей ИЭМ, поскольку акцент ставился именно на цифровизацию бизнес-образования. Также были продемонстрированы в действии новейшие технические разработки, что наглядно показывало, как возможности масштабирования бизнес-образования на регионы, так и возможности сотрудничества корпоративных университетов с классическими, - отметил cтарший преподаватель кафедры информационных технологий и бизнес-аналитики ИЭМ Ярослав Лопухин.

На площадке Корпоративного университета Сбербанка группы представили свои наработки ректору вуза и проректору по учебной работе. Но поездкой в Подмосковье процесс обучения сотрудников ТГУ не ограничится. До 22 марта они продолжат взаимодействие в дистанционном режиме, а потом, после защиты законченных проектов, начнут самостоятельную работу над развитием программы повышения квалификации для большого круга преподавателей университета.

Сейчас четыре группы из шести, проходящих обучение, работают над общеуниверситетскими модульными программами повышения квалификации. Еще две станут пилотными площадками, где эти программы будут опробованы. Первый разрабатываемый модуль – «Экономика и предпринимательство» – будет запроектирован в ключе новых образовательных технологий и применим для всех программ бакалавриата. Второй модуль разрабатывается для «Образовательного ядра бакалавриата».
- Корпоративное обучение имеет свою специфику и не может быть прямым образом транспонировано на вузовскую почву, - рассказывает доцент кафедры государственного и муниципального управления Наталья Еремина. - Слишком разные у нас цели, задачи, масштабы и форматы. Однако для преподавателя возможность побывать в роли ученика – всегда повод для рефлексии, толчок, побуждающий пересмотреть собственную практику. Я благодарна университету за предоставленную возможность ознакомиться с инновационными образовательными технологиями в Корпоративном университете Сбербанка.

В программе участвовали замечательные профессионалы своего дела, у которых было чему поучиться. Особенно запомнилась встреча с Т.А. Гавриловой, заведующей кафедрой информационных технологий в менеджменте Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Татьяна Альбертовна не просто рассказала о новых технологиях обучения, но и продемонстрировала на практике эти - и многие другие! - технологии.

Для меня очень важным является вопрос о цифровых навыках управленцев: достаточно ли научить их только нажимать правильную кнопку, используя возможности современных технологий как удобный инструмент, или же необходимо формировать понятие о теоретических основах цифровизации? Конечно, я не упустила возможности задать этот вопрос Татьяне Альбертовне. Мне очень понравился ее ответ: правильно применять инструмент можно только в том случае, если мы имеем представление о принципах его функционирования. Поэтому ближайшей своей задачей я считаю участие в пределах своей компетенции в обновлении программ по направлению «Менеджмент» как в части применяемых технологий, так и в части их содержания.

Томский государственный университет и Корпоративный университет Сбербанка активно сотрудничают более 5 лет. С 2014 года специалисты Корпоративного университета Сбербанка регулярно проводят программы повышения квалификации для преподавателей и руководителей подразделений ТГУ. В 2016 году при активном участии Корпоративного университета Сбербанка создан Институт экономики и управления ТГУ.