Валерий Катькало: система подготовки менеджеров для госвласти должна быть завязана на эффективность
Обособление государственного и муниципального управления в ближайшем будущем должно исчезнуть, - считает ректор Корпоративного университета ПАО «Сбербанк», член Попечительского совета Института экономики и менеджмента ТГУ Валерий Катькало. Специфика управления в разных сферах – здравоохранение, образование, бизнес и пр., - безусловно, останется, но принципы и подходы в образовании менеджеров в этих сферах должны быть общими.
Обучение должно быть эффективным
Все, что происходит сегодня в системе образования, связано с системой управления людьми - talent management. Эта система базируется на уверенности в непосредственной связи между развитием человеческих ресурсов и эффективностью организационной структуры. Образование, подготовка и переподготовка менеджеров – только часть большой картины, и она должна быть органично встроена в общую стратегию.
В одной из революционных по менеджменту книг XX века (Т. Питерс, Р. Уотермен, «В поисках эффективного управления») наглядно показан факт «management matters» - того, что менеджмент имеет огромное значение как для бизнеса, так и для органов власти. Книга написана консультантами McKinsey в самый критический момент американской экономики: на рынок пришли японские фирмы с малолитражными автомобилями, дешевой бытовой техникой. Стала рушиться американская промышленность, и первая реакция была – обвинение правительства в отсутствии протекционизма. Авторы приводят семь часто повторяющихся подходов компаний, которые оказались успешными именно в тот момент.
Основная мысль книги: не существует плохих правительств или негативных факторов среды. Есть лишь эффективный или неэффективный менеджмент, фактор менеджмента имеет огромное значение для эффективности на фоне госрегулирования, доступа к финансовым и другим ресурсам. Способность находить эффективные решения важна в любой заданной ситуации: путем повышения эффективности имеющихся ресурсов (где-то это рост производительности, где-то – замена неэффективных сотрудников). Например, сегодня для российских госорганов один из факторов – санкции со стороны Евросоюза. Но это лишь ограничивающие обстоятельства, и необходимо искать способ адаптации к ним.
Опыт Сбербанка
Корпоративный университет Сбербанка 15% своих образовательных услуг в течение года оказывает внешним клиентам: органам госвласти, госкорпорациям, вузам, - рассказывает Валерий Катькало. И одна из самых востребованных задач для госвласти – организация проектного управления. Сбербанк разработал собственные подходы в этом плане: наиболее востребованные навыки складываются в триаду: профессиональные, личные и цифровые. Если брать высшую школу, то в традиционном наборе образовательных программ есть фрагментарные курсы, направленные на развитие креативности, навыка принятия решений, командообразования, дизайн-мышления. Но в целом общей картины не складывается.
Мы понимаем что в образовании происходит настоящая революция. Помимо цифровизации и индивидуализации, развития соцсетей, меняется общая парадигма. Мы должны управлять тем, что называется learning experience (образовательный опыт), который приходит по разным каналам. Очевидно, что мы все больше будем уходить от работы в аудитории к работе на цифровой платформе, где представлены самые разные образовательные решения.
Образование тесно связано с оценкой эффективности деятельности организации и сотрудников. В Сбербанке, к примеру, каждый менеджер проходит оценку пять раз в год. Такие форматы имеет любая крупная корпорация. На госслужбе же на сегодняшний день такого инструмента, который бы пусть даже с механистической регулярностью ставил людей в систему постоянного мониторинга эффективности, нет.
Что же мы ожидаем от менеджера в нашей системе? На что направлены наши образовательные усилия? Прежде всего, на управление результатом, управление собой, развитие цифровых навыков, управление командой, усиление клиентоцентричности. Все эти навыки также нужны профессиональному управленцу в системе государственной власти, - говорит эксперт.
Сегодня любая сфера деятельности все больше смещается в область управления данными. И для подготовки менеджера данное направление в обучении играет важнейшую роль. К примеру, в ВШЭ недавно принято решение обязательным курсом в учебном плане ставить курс по big data – работе с большими массивами структурированных и неструктурированных данных. В ближайшие пять лет станет востребована специальность, которой пока даже нет адекватного перевода в русском языке - data scientist – специалист по обработке данных.
Мы должны осознать, что идут массивные сдвиги, это влечет за собой последствия в управлении людьми, и нужно людей к этому готовить. Пока традиционные менеджеры далеки от владения digital skills. Но чем сильнее будет дух готовности к изменениям, тем более эффективными мы будем, - уверен Катькало.